Слайд 2
Месопотамия. Шумер и Аккад
Медная скульптурная голова Саргона
Древнего.
23 в. до н. э.
Этому царю Аккада удалось
объединить под своей властью обширные территории.
Волевой и мужественный образ напоминает облик героя-полубога Гильгамеша, наделённого необыкновенной силой, помогающей ему победить змея, небесного быка и льва.
Слайд 3
Месопотамия. Шумер и Аккад
Стела царя Нарам-Сина с
изображением его победы над луллубеями.
Конец 3 тыс. до
н. э.
Нарам-Син – внук Саргона Древнего.
Слайд 4
Месопотамия. Шумер и Аккад
Статуя шумерийского бога Аб-У.
Середина 3 тыс. до н. э.
Статуэтки «заступников» или адорантов
в позе молитвы.
Слайд 5
Месопотамия. Шумер и Аккад
Зиккурат в Уре. Посвящен
богу Луны Нанне.
21 в. до н. э.
Зиккурат – это
храм на ступенчатом основании.
На верхней террасе находился небольшой храм – «жилище божества»
Слайд 6
Месопотамия. Шумер и Аккад
Голова правителя Лагаша Гудеа.
23 в. до н. э.
Он развивал торговлю и строительство,
покровительствовал науке и искусствам.
Слайд 7
Месопотамия. Вавилон.
Стела царя Хаммурапи
Царь Хаммурапи получает законы
от бога Солнца Шамаша.
Стела. Базальт. Высота 2,25 м
18
в. до н. э., Париж, Лувр.
В нижней части стелы – свод законов, высеченный клинописью.
В первой половине18 в. до н. э. вавилонский царь Хаммурапи объединил области Шумера и Аккада в одно государство под главенством города Вавилона («Ворота бога»). Мудрый и целеустремлённый царь дал стране единые и разумные законы.
Слайд 8
Месопотамия. Вавилон.
Ворота богини Иштар. 6 в. до
н. э.
Древний Вавилон, как и все города древнего
мира, был окружён мощными стенами для защиты от врагов. В 6 веке до нашей эры по указу вавилонского царя в городской стене возвели огромные ворота, посвящённые богине войны Иштар. Ворота поражали великолепием: они были покрыты цветной глазурью и изображениями трёх животных. Входивших в город встречали бык, грозно рычащий лев – зверь богини Иштар и Мушхуш – мифологическое существо верховного бога Мардуха. У Мушхуша один рог, раздвоенный язык, две львиные и две орлиные лапы, тело покрыто чешуейна конце хвоста – змеиная голова.
Слайд 9
Месопотамия. Вавилон
Фрагмент изразцовой облицовки стены тронного зала
Южного дворца в Вавилоне.
6 в. до н. э.
Слайд 10
Месопотамия. Ассирия
Статуя крылатого божества.
8 в. до
н. э.
Древние ассирийцы были соседями и соперниками вавилонян. Прежде
подвластный Ваилону город Ашшур превратился в сильное государство Ассирию.
Больше всего ассирийцы ценили физическую мощь, силу, здоровье. На сохранившихся рельефах изображались мускулистые фигуры царей, жрецов, воинов, крылатых людей-орлов.
Слайд 11
Месопотамия. Ассирия
Шествие воинов.
Конец 3 тыс. до н.
э.
Два ассирийских сановника. Фрагмент росписи из дворца наместника Шамшилу
в Телль-Борсиппе.
8 в. до н. э.
У ассирийцев были густые длинные волосы и бороды. Они их тщательно завивали и укладывали плотными рядами. Считалось, что так человек лучше защищён от злых духов, ту же роль защиты играли браслеты и серьги.
Слайд 12
Месопотамия. Ассирия
Статуя шеду (фантастического крылатого быка) из дворца
Саргона II.
Недремлющие стражи высотой 5–6 метров.
8 в.
до н. э.
Слайд 13
Месопотамия. Ассирия
Данники.
Рельеф из дворца Ашшурнасирпала II
в Кальху.
9 в. до н. э.
В сценах придворной
жизни главное место отводилось процессиям и показу данников, несущих царю богатые подношения.
Слайд 14
Месопотамия. Ассирия
Царь Саргон II, несущий жертвенного козлёнка.
Фрагмент рельефа из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.
8 в.
до н. э.
В рельефе изображено жертвоприношение богам самого правителя. Исчезла жёсткость, появилась большая пластическая мягкость, скульптурная проработка деталей.
Слайд 15
Месопотамия. Ассирия
Умирающая львица и раненый лев.
Фрагменты
рельефа «Большая львиная охота». Из дворца Ашшурбанипала в Ниневии.
7
в. до н. э.
Ассирия просуществовала около 700 лет
Слайд 16
Месопотамия.
Персия (Древний Иран)
Шествие воинов.
Конец 3 тыс.
до н. э.
В 6 в. до н. э.
Ассирийское и Вавилонское царства пали под натиском персидского царя Кира Великого.
Слайд 17
Месопотамия.
Персия (Древний Иран)
Персидский воин (Эламский гвардеец царя
Артаксеркса II).
Изразцовый рельеф из царского дворца в Сузах.
1-я половина 4 в. до н. э.
Слайд 18
Месопотамия.
Персия (Древний Иран)
Пропилеи (парадные ворота)
царя Ксеркса
в Персеполе
с изображением крылатых быков.
1-я половина 5 в.
до н. э.
Дворцовые ансамбли в Персеполе и Сузах затмили своим размахом и роскошью почти все, что было создано в других державах. Как и ассирийские дворцы, они были украшены огромными рельефами, и у входа их стояли крылатые быки еще больших размеров. Новшество, введенное персидскими зодчими, - это ападана: многоколонный тронный зал с целым лесом в сотню легких, стройных колонн.