Слайд 2
https://ru.wikipedia.org
Клюнийская реформа— движение за реформу монашеской жизни
в Западной церкви в X—XI веке, центром которого было Клюнийское
аббатство.
Суть реформы.
Основные требования клюнийцев:
реформирование монастырей,
введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и послушания,
жёсткий контроль за соблюдением целибата (безбрачие),
запрещение симонии (продажа и покупка церковных должностей, священнодействий (причастие, исповедь, отпевание),священных реликвий и т. д.),
провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе.
Слайд 3
Византия
совершенный мир духовно прекрасных святых
Запад
греховное несовершенство человека и
путь его преодоления
Христианство в странах Западной Европы отличается от
христианства Востока своей направленностью.
Слайд 4
studopedia.ru
Планы раннехристианской базилики и романского собора
Слайд 6
Своды:
1- цилиндрический,
2 - цилиндрический на распалубках,
3 - крестовый,
4 - крестовый на нервюрах,
5 -
сомкнутый.
1 2 3 4 5
https://www.proza.ru
Слайд 7
Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма
https://www.liveinternet.ru
Слайд 8
Французская романская архитектура
Слайд 9
Развитие романского стиля в архитектуре Франции осуществлялось в
нескольких направлениях:
Во-первых, Франция стала центром распространения Клюнийского движения
по созданию единого монастырского уклада и принципов культового строительства в Западной Европе.
Во-вторых, строительство паломнических церквей вдоль основных четырех паломнических дорог, направляющих к Сантьяго-де-Компостела (город с эпохи раннего Средневековья является третьей святыней католического мира (после Иерусалима и Рима)).
Слайд 10
Путь Свято́го Иа́кова — знаменитая паломническая дорога к предполагаемой могиле апостола Иакова в
испанском городе Сантьяго-де-Компостела, главная часть которой пролегает в Северной Испании.
https://ru.wikipedia.org
Слайд 11
Архитектурные школы французского романского стиля
Школа Бургундии
Школа Нормандии
Школа
Оверни
Школа Прованса
Школа Аквитании
и Пуату
Слайд 12
Школа Бургундии
Турню. Сен Филибер, 970 г. — XII
в.
http://www.archisto.info
Школа Бургундии специализировалась на воспроизведении принципов эталонного образца
романской постройки, поскольку именно на этой территории и находился Клюни.
Базиликальный разрез, план в виде латинского креста, с резко выступающим трансептом и отчетливо выраженным пространством хора, кольцевой обход с венцом капелл, перекрытия цилиндрическим сводом с подпружными арками в центральном нефе и крестовыми сводами в боковых нефах; трехъярусное горизонтальное членение: окна, трифории, аркады - это составляющие бургундской романской церкви.
Слайд 13
Школа Бургундии
Турню. Сен Филибер, 970 г. — XIIв.
http://www.5arts.info
Слайд 14
Школа Бургундии
Парэ ле-Мониаль (Бургундия). Монастырская церковь, XI—XII вв.
https://archisto.info
Слайд 15
Школа Бургундии
https://stilarhitekturi.livejournal.com
Парэ ле-Мониаль (Бургундия). Монастырская церковь, XI—XII
вв.
Слайд 16
Школа Нормандии
https://art.biblioclub.ru
Кан. Монастырская церковь Тринитэ, около 1062—около
1070 г.; своды— XII в.
Школа Нормандии за основу композиционных
схем взяла бургундские приемы.
Отличительными особенностями являются использование стропильных перекрытий, акцентирование двубашенных западных фасадов с прямоугольными завершиями, очень широкий средний неф и узкие боковые, равнозначность высоты нижнего яруса и галерей.
Слайд 17
Школа Нормандии
Сент Этьенн в Кане (1063-1081 гг.)
Слайд 18
Школа Оверни
https://av-otus.livejournal.com
Иссуар (Овернь). Монастырская церковь, начало XIII
в.
Специфика школы Оверни, при сохранении ориентации на образец, идущий
из Бургундии, заключалась в актуализации местных кельтских традиций, а также органичном взаимодействии архитектурных и природных форм. Гористая местность Оверни согласовалась с пирамидальностью облика восточной части церквей, визуализировавшей духовный аспект горнего мира.
Слайд 19
Школа Оверни
Архитектурная лаконичность в решении западной части церкви,
отсутствие верхних окон в центральном нефе порождало эффект контраста
между западом и востоком, между погруженными во мрак нефами и освещенным пространством хора и средокрестия.
Иссуар (Овернь). Монастырская церковь, начало XIII в.
https://archisto.info
Слайд 20
Школа Оверни
Схемы восточных фасадов монастырских церквей Оверни
(Орсиваль,
Иссуар, Сен Нектер)
https://archisto.info
Слайд 21
Школа Оверни
Клермон. Монастырская церковь Нотр-Дам-дю-Пор, около 1185 г.
http://www.sabelskaya.com
https://archisto.info
Слайд 22
Школа Прованса
Тараскон. Сен Габриэль, начало XII в.
https://archisto.info
Школа
Прованса развивалась в русле ориентации на античные традиции. В
Провансе господствовали небольшие и высокие однонефные сооружения, напоминающие целлу с полуциркульной или многогранной апсидой. Галереи, трифории, кольцевой обход отсутствуют. В трехнефных романских церквах Прованса был высокий, слабо выступающий трансепт и узкие боковые нефы. В строительстве употреблялся известняк и мрамор. Эллинистические мотивы отчетливо проявляются в композиции и декоре порталов.
Слайд 23
Школа Прованса
wikipedia.org
Арль (Прованс). Монастырская церковь Сен Трофим
1152—1180 гг.
Слайд 24
Школа Аквитания и Пуату
Перигё. Монастырская церковь Сен Фрон,
после 1120 г.
https://archisto.info
Деятельность западной школы, объединившей школы Аквитании
и Пуату, строилась на синтезе античных, восточно-мавританских, восточно- византийских и западно-христианских традиций.
Аквитанские церкви приближаются по организации к «зальным»: обширные однонефные помещения, перекрытые серией куполов.
Церкви Пуату строились с тремя нефами равной высоты под общей кровлей и характеризовались обильным скульптурным оформлением западных фасадов. Западные башни либо отсутствовали вовсе, либо были слабо выражены.
Слайд 25
Школа Аквитания и Пуату
Перигё. Монастырская церковь Сен Фрон,
после 1120 г.
Путеводитель по Франции - LiveJournal
Слайд 26
Школа Аквитания и Пуату
Сен Савен-сюр-Гартамп. Монастырская церковь, конец
XI в. или начало XII в.
eo.wikipedia.org
Слайд 27
Школа Аквитания и Пуату
Пуатье. Нотр-Дам-ла-Гранд. 2-я четверть XII
в.
https://dic.academic.ru
Слайд 28
Паломническая церковь Сент Фуа в Конке
https://www.liveinternet.ru
Слайд 29
Паломническая церковь Сент Фуа в Конке
https://art.biblioclub.ru
Слайд 30
Паломническая церковь Сент Фуа в Конке
Церковь Сент Фуа
имеет непропорционально короткий неф. План паломнической церкви подсказан движением
пилигримов, останавливающихся у определенных точек и снова движущихся дальше. Процессия шла вдоль правого бокового нефа и, огибая капеллы по кольцевому обходу, возвращалась по противоположному боковому нефу к западному порталу, не мешая молящимся в центральном нефе. Над средокрестием возвышается восьмигранный барабан купола. Западный фасад фланкирован двумя прямоугольными в плане башнями. На южном торце трансепта – стройная цилиндрическая башня, заключающая винтовую лестницу. Камень, из которого сложена церковь, красновато-желтого цвета.
https://art.biblioclub.ru
Слайд 31
Паломническая церковь Сент Фуа в Конке
http://historiadelartebh.blogspot.ru
Слайд 32
Паломническая церковь Сен Сернен в Тулузе
Refdb.ru
travel.rambler.ru
Слайд 33
Третья монастырская орденская церковь Клюни
(1088-1150 гг.) –
эталон романского зодчества в Западной Европе.
LiveInternet
Слайд 34
Монастырь Клюни в Бургундии
patuvane.info
Слайд 35
Германская романская архитектура
Слайд 36
Архитектурные школы германского романского стиля
Школа Саксонии
Рейнская школа
Кельнская
школа
Слайд 37
Школа Саксонии
Монастырская церковь Св. Кириака в Гернроде (
961 г.- XII в.)
https://ru.wikipedia.org
Слайд 38
Школа Саксонии
Церковь св. Михаила в Хильдесхайме
https://ru.wikipedia.org
Слайд 39
Школа Саксонии
Церковь св. Михаила в Хильдесхайме
План церкви.
Два трансепта
и два хора - один на востоке, а другой
- на западе - характерная черта романских храмов в Германии.
https://stilarhitekturi.livejournal.com
Слайд 40
Школа Саксонии
Церковь св. Михаила в Хильдесхайме
eSosedi
В основу структуры
сооружения положен квадрат средокрестия, которому соответствует квадрат хора и
три квадрата центрального нефа. С обеих сторон средокрестия размещены два квадрата трансепта.
В углах больших средних квадратов помещены толстые столбы, а на углах меньших квадратов боковых нефов – колонны, поддерживающие поперечные подпружные арки. Использование стен на чередующихся опорах (стол – 2 колонны – столб) – это система, ставшая в Саксонии правилом.
Слайд 41
Школа Саксонии
Церковь св. Михаила в Хильдесхайме
eSosedi
Слайд 42
Школа Саксонии
Собор св. Петра в Вормсе
Вормский собор представляет
собой базилику с двумя хорами, тремя нефами и трансептом
на востоке.
https://history-of-art.livejournal.com
Слайд 43
Школа Саксонии
Медведица держит своего детеныша. Украшение окна собора
в Вормсе.
Восточный фасад. Конец 12 в.
Лев, терзающий человека.
Украшение окна собора в Вормсе.
Восточный фасад. Конец 12 в.
http://artyx.ru
http://tourpedia.ru
Слайд 44
Школа Саксонии
Собор в Вормсе. Баран между львом и
еще одним существом
Deutsche Welle
Слайд 45
Школа Саксонии
Фрагмент галереи
https://history-of-art.livejournal.com
Слайд 46
Школа Саксонии
Собор в Вормсе. Северный фасад
https://uchitelj.livejournal.com
Слайд 47
Школа Саксонии
Deutsche Welle
Бронзовая статуя Фридриха Барбароссы на троне
(скульптор Густав Нонненмахер).
Слайд 48
Школа Саксонии
Фриз с шахматным рисунком завершает ряд ниш,
а также проходит под карликовой галереей в верхней части
западного хора. По сторонам расположены большие окна в арочных проемах.
Также имеются окна-розы: одно большое и три малых. Два окна-розы (большое и малое) расположены на центральной западной грани хора. По одной малой розе – на прилегающей к ней гранях. Выше роз на прилегающих гранях расположены ряд глухих окон. Выше все грани опоясывает фриз с шахматным рисунком. Выше находится карликовая галерея.
https://uchitelj.livejournal.com
Слайд 49
Школа Саксонии
https://uchitelj.livejournal.com
Южный портал выполнен в готическом стиле
мастерами из Страсбурга.
Слайд 50
Школа Саксонии
https://uchitelj.livejournal.com
Вид в сторону западного хора
Слайд 51
Школа Саксонии
https://uchitelj.livejournal.com
Западный хор освещается, подобно сцене, большими
боковыми окнами. Пять малых окон-роз (из них две нижние
– глухие, в оригинале были расписаны) окружают одно большое. Большое окно-роза изначально было больше по размерам. Глубокие ниши присутствуют на первом ярусе хора.
Фреска в верхней части представляет св.Лаврентия, в руках которого – хронограмма, говорящая о годе реставрации собора в 1711 г. после катастрофы 1689 г.
Слайд 52
Школа Саксонии
https://uchitelj.livejournal.com
Вид в сторону восточного хора
Купол на
средокрестии перед восточным хором
Слайд 53
Итальянская романская архитектура
Слайд 54
Архитектурные школы итальянского романского стиля
Северная Италия
(Ломбардия,
Венеция)
Средняя Италия
Южная Италия и Сицилия
Слайд 55
Архитектура Северной Италии
http://archisto.info
Церковь Сан Микеле в Павии
(1117- 1155)
en.wikipedia.org
Слайд 56
Архитектура Северной Италии
http://bimag.it
Собор Сан Марко в Венеции
(освящен в 1094 г.)
Слайд 57
Архитектура Северной Италии
http://kannelura.info
Слайд 58
Архитектура Северной Италии
https://studfiles.net
5-купольный. В основе -равноконечный крест,
вписанный в план 5-нефной базилики. Каждый из отрезков креста
перекрыт отдельным куполом. Вместе с угловыми помещениями создает группу из 9 взаимоподчиненных и связанных одной системой купольного покрытия пространственных подразделений. Центр. купол выделен размерами.
Внутри: внизу-плиты мраморы, вверху-мозаики.
Слайд 59
Архитектура Северной Италии
http://gid.travel
Собор Сан Марко в Венеции
Слайд 60
Архитектура Средней Италии
pinterest.com
Соборный комплекс в Пизе
Пизанский комплекс (1063-1350
гг.) состоит из собора, баптистерия и колокольни.
Слайд 61
Архитектура Средней Италии
Corona Travel
Соборный комплекс в Пизе
Слайд 62
Архитектура Средней Италии
http://travels-russia.ru
Соборный комплекс в Пизе
Слайд 63
Архитектура Средней Италии
https://weatlas.com
Пизанский собор в Пизе
Слайд 64
Архитектура Южной Италии и Сицилии
https://incomartour.com.ua
Церковь Сан Катальдо
в Палермо
Слайд 65
Архитектура Южной Италии и Сицилии
https://incomartour.com.ua
Церковь Сан Катальдо
в Палермо
Слайд 66
Архитектура Южной Италии и Сицилии
https://incomartour.com.ua
Церковь Сан Катальдо
в Палермо
Слайд 67
Архитектура Южной Италии и Сицилии
https://incomartour.com.ua
Церковь Сан Катальдо
в Палермо
Слайд 68
Романское изобразительное искусство
Слайд 69
Два ведущих направления в развитии романской скульптуры Франции
Первое
направление
(школа Прованса)
Второе направление
(школы Бургундии и Лангедока)
Фигуры выполнены
в высоком рельефе, фронтально и устойчиво поставлены между колоннами, придающими колоннообразие самим фигурам, композиции построены уравновешенными ритмами.
Фигуры святых изображены пребывающими в беспокойном состоянии, человеческое тело представлено изломанным борьбой духовных и плотских сил: подвергнуто серьезным деформациям, пропорции искажены, фигуры удлинены.
Слайд 70
Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. 1130-1140.
Скульптор Гислебертус.
https://a-fixx.livejournal.com
Слайд 71
Церковь Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII
в.).
В тимпане изображена сцена Апокалипсиса.
la-croix.com
Слайд 72
Страшный суд
https://mmekourdukova.livejournal.com
Слайд 73
mmekourdukova - LiveJournal
св. апостол Петр
св. пророк Исайя
Слайд 74
Спасибо за внимание!
Д.З.
Зарисовать схемы основных типов церквей, план
романского собора, подписать названия элементов; перечислить в тетради названия
памятников.