Слайд 2
Биография
Австрийский психиатр и психолог. Родился в Рудольфсхайме, предместье
Вены, в семье еврейского купца среднего достатка. В детстве
Альфред болел многими серьезными болезнями, в том числе рахитом, он упорно боролся против своих физических слабостей. В пять лет Альфред заболел тяжелейшим воспалением легких, так, что семейный доктор считал этот случай безнадежным; но его спас другой врач. Выздоровев, мальчик тоже решил стать врачом.
Слайд 3
Получил образование в Вене. В восемнадцать лет он
поступил в Венский университет, чтобы изучать медицину, и в
1895 году получил ученую степень. Он открыл частную практику, сначала в области офтальмологии, потом – общей медицины.
Слайд 4
Благодаря растущему интересу молодого врача к нервной системе,
ее функционированию и адаптации, его занятия постепенно переместились в
область неврологии и психиатрии.
После окончания Венского университета Адлер примкнул к социал-демократическому движению и активно участвовал в нем, проповедуя идею равенства всех людей, независимо от расы, религии, пола и т.д.
Слайд 5
На одном из митингов он познакомился с приехавшей
из России студенткой Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая несколько позже
стала его женой.
С 1900-х годов Адлер начал заниматься психопатологией в контексте общей медицины.
Слайд 6
В 1902 году, в возрасте 32-х лет, Адлер
вступил в кружок психоаналитиков. В отличие от Фрейда, Адлер
не считал, что причины психической болезни следует искать в какой-то сексуальной травме, полученной в раннем детстве и оспаривал он и его метод интерпретации сновидений.
Слайд 7
В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности
органов» (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen), в которой
изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков».
Слайд 8
В 1910 году Адлер был избран президентом Венского
Психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером
резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными».
Слайд 9
К 1911 году теоретические расхождения стали неприемлемыми и
Адлер вместе с восемью единомышленниками разорвал отношения с кружком
Фрейда.
Впоследствии, по решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.
Слайд 10
С 1912 Адлер начал применять термин «индивидуальная психология
»; в том же году был опубликован труд Адлера
«О нервном характере», где обобщались основные концепции ученого. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, которые считали, что этот труд относится к области философии, а не медицины.
Слайд 11
Также в 1912 Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии»,
публикация которого была прервана Первой мировой войной. В течение
двух лет Адлер служил на русском фронте; вернувшись в 1916 в Вену, стал главным врачом военного госпиталя. Адлер, сердечный, общительный, остроумный человек, умел найти подход к своим пациентам. Его теории, в отличие от фрейдовских, никого не шокировали.
Слайд 12
В 1919 при поддержке австрийского правительства Адлер организовал
первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене
было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже – в США.
Слайд 13
В 1922 был возрожден «Журнал индивидуальной психологии», получивший
название «Международного журнала индивидуальной психологии».
Слайд 14
В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность
профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году Адлер
читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
Слайд 15
С приходом к власти нацистов последователи Адлера в
Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934
году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. В связи с усилением нацизма, в 1932 году Адлер окончательно покинул Вену, обосновался в США, где он возглавил кафедру психологии в Лонг-Айлендском медицинском колледже.
Слайд 16
В апреле 1937 года, после серии лекций во
Франции, Англии и Голландии, он, вероятно, перенес сердечный приступ,
однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, Адлер, в возрасте 67-ми лет, неожиданно скончался от обширного инфаркта.
Слайд 17
Концепция индивидуальной теории личности
Альфред Адлер ввёл своё понятие
личности, а именно: в ней постулировалось три фактора стабильности
и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности
Слайд 19
10 исходных положений теории Адлерa
1. Все его органы
и функции человека рассматриваются с точки зрения обслуживания потребностей
человека как целостной системы.
2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.
3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного человека или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления.
Слайд 20
4. Люди могут выбирать, они способны осознавать события,
оценивать их и делать соответствующие выводы.
5. Люди не просто
приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.
6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами».
7. Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. Адлерианскую психологию часто характеризуют как теорию поля.
Слайд 21
8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность
— идеальная ценность для людей — заключается в социальном
интересе, который многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Адлер был предшественником современного экзистенциализма*, так как придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.
9. Адлерианскую психологию можно охарактеризовать как идиографическую психологию**. Номотетические** описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».
Слайд 22
10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем
психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в
эвристических*** целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.
Слайд 23
* Экзистенциализм - направление в философии XX века,
акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека
**Идиографическая психология
использует такие теории и такие методы, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить смыслы, которые поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире, и зафиксировать эти смыслы и субъективные переживания с помощью относительно неструктурированных, неформальных методов. Номотетическая психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов человеческого поведения.
*** Эвристика - метод преподавания (метод наводящих вопросов, рассчитанный на то, что учащийся самостоятельно найдет решение поставленного вопроса).
Слайд 25
Воспитание детей. Взаимодействие полов
Индивидуальная психология как путь к
познанию и самопознанию человека
Индивидуально-психологическое лечение неврозов
К теории галлюцинаций
Наука жить
Понять
природу человека
Сны и их толкование
Техника лечения
Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации
О нервном характере
Практика и теория индивидуальной психологии
Невротическая конституция
Смысл жизни
Социальный интерес: вызов человечеству