Слайд 2
Цель работы:
исследовать архитектурный стиль модерн, продвигаемый Карлом Лювиговичем
в российских городах.
Материалом для исследования послужила архитектура городов:
Москвы, Санкт- Петербурга, Казани и Саратова конца XIX – начала XX вв.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Выявить понятие стиля МОДЕРН в архитектуре. Его отличие от других стилей.
Рассмотреть основные архитектурные памятники стиля модерн в городах Москва, Санкт-Петербург, Казань, Саратов, спроектированные Мюфке.
Изучить биографию и работы одного из выдающихся деятелей этого стиля в России и Европе – Карла Людвиговича Мюфке.
Слайд 3
Черты стиля МОДЕРН:
Комплексное решение архитектурно-планировочных и декоративных задач:
архитекторы переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу», т.е.
архитектор рисовал всё до последнего гвоздя : от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплётов, светильников и каминов.
Особое внимание уделяется оформлению интерьера: в качестве основ-ного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент, повторяющийся буквально во всём.
Изысканные живописные эффекты.
Увлечение «текучими формами», как бы воспроизводящими ритмы живой природы: поток воды (морская волна, фонтан, водопад…) или спадающие поразительно длинные волосы;
Преобладание растительных орнаментов, вьющиеся очертания цветов (стилизованных ирисов, лилий, орхидей) и растений.
Отказ от обязательных симметричных форм и появление новых форм, например, «магазинных окон», широких , предназначенных играть роль витрин.
Слайд 4
Направления стиля МОДЕРН
НЕОРОМАНТИЗМ
НЕОКЛАССИЦИЗМ
РАЦИОНАЛИЗМ
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ
ВИДЫ МОДЕРНА
ПО РЕГИОНАМ
ВЕНСКИЙ ФРАНКО-БЕЛЬГИЙСКИЙ ШОТЛАНДСКИЙ НЕМЕЦКИЙ И ДР.
Слайд 5
Европейский модерн
Архитекторы
Виктор Орта
Эктор Гимар
Антонио Гауди Отто Вагнер
Йозеф Мария Чарльз Макинтош Э.Сааринен, Ларс Сонк
Ольбрих Э.Линдгрен, Г.Гезелиус
Слайд 6
Виды русского модерна
РУССКИЙ СТИЛЬ
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ
МОДЕРН
РУССКИЙ
СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН
Монументальная простота
ищется в
древних памятни-
ках Новгорода и Пскова,
Московского Кремля и
ковского
Средневековья.
других памятниках Мос-
МОСКВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
САРАТОВ И ДР
МОДЕРН ПО ГОРОДАМ РОССИИ
Близок к построй-
кам Стокгольма и
Гельсинфорса
Отличается масштабами
и характером постройки
впитывая традиции и
местный колорит
Слайд 7
Шедевры Московского модерна
Особняк Миндовского на Поварской,
классический пример ампирной Москвы начала 20 века, арх.Л.Н.Кекушев
Особняк Кекушева
арх.Л.Н.Кекушев.
Гостиница Метрополь
арх. Волькот
Доходный дом купца Исакова
Арх.Л.Н. Кекушев
Слайд 8
Санкт-Петербургский модерн
Гостиница Астория
арх.Фёдор Иванович Лидва́ль
Доходный дом
Мельцеров
арх. Ф.И.Лидваль
Доходный дом
А. Бубыря
Н. Васильев, А. Бубырь
Доходный дом С. Трайнина
арх. И. А. Претро
Слайд 9
Казанский модерн
Арх. К.С.Олешкевич
Чернояровский пассаж
арх. Г.Руш,
Поликлиника Академии наук
арх. К.С.Олешкевич
Шумовская больницаарх.
К.С.Олешкев ич
Слайд 10
Саратовский модерн
Здание городского рынка
Арх.В.А.Люкшин
Ансамбль
саратовского императорского николаевского университета
Слайд 11
Карл Людвигович Мюфке
Карл Людвигович Мюфке родился в Воронеже
30 января 1868 года в семье аптекаря-провизора. Учился в
Воронежской гимназии, затем в Санкт-Петербургской академии художеств, на архитектурном отделении. В 1893 году переведён слушателем Высшего художественного училища. В 1896 году Карл Людвигович успешно окончил училище и получил звание архитектора-художника. В качестве поощрения за хорошую учёбу Мюфке был направлен в поездку по Италии , Франции, Германии и Австрии для ознакомления с лучшими образцами европейской архитектуры. В 1897 году он получил назначение на государственную службу в Казанскую художественную школу.
В период с 1901 по 1909 год Карл Людвигович работал в должности архитектора-строителя Казанского университета.
В 1909 году Мюфке приехал в Саратов. Сразу по приезде Мюфке приступает к проектированию комплекса зданий Саратовского университета.
Умер Карл Людвигович Мюфке в феврале] 1933 года (по другим сведениям — в марте). Похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.
Слайд 12
Три российских города – Воронеж, Казань и Саратов
связаны с именем Карла Людвиговича Мюфке – архитектора и
талантливого строителя, автора отдельных зданий в Казани и ансамблей в Саратове.
Воронеж – это город детства и юности, зарождение мечты стать зодчим. Казань – годы исканий своего стиля, собственных архитектурных приемов. Саратов – годы зрелого творчества.
Мюфке были прусскими подданными и проживали в Прибалтике. Дед будущего архитектора Иоанн Людвиг Мюфке и его семья в 1843 году из Эстляндии (Эстонии) переехали в Воронежскую губернию, где Иоанн Людвигович, знавший агрономию и овощеводство, получил место управляющего имением. Но через четыре года он и его жена Марианна (урожденная Каппелино) стали жертвой страшной эпидемии холеры. Четверо их детей – два сына и две дочери – остались сиротами. Помощь пришла от немцев Воронежа. Сироты были взяты на воспитание в состоятельные семьи. Самого старшего,14-летного Людвига приютил аптекарь Карл Андреевич Вернер. Людвиг был способный юноша. Из-за смерти родителей ему не пришлось окончить полный курс губернской гимназии, но и четырех классов хватило, чтобы поступить в аптеку Вернера аптекарским помощником. Позднее Людвиг при поддержке Вернера едет в Москву, где в университете сдает экзамены на степень провизора.
Слайд 13
В 34 года Людвиг Иванович (1833–1908) женится на
24-летней Марии Германовне Столль, дочери известного в Воронеже доктора.
С помощью тестя Людвиг Иванович покупает аптеку, налаживает собственное дело. Со временем его аптека расширилась, были открыты филиалы в некоторых селениях губернии, появились заводы искусственных минеральных и фруктовых вод.
В семье Людвига Ивановича было шестеро детей, старшим из которых был сын Карл, родившийся 30 января (11 февраля) 1868 года в Воронеже. В детстве он имел склонность к рисованию. Родители определили его в губернскую мужскую гимназию. В 1886 он прощается с Воронежем и уезжает в Петербург поступать в Академию художеств на архитектурное отделение. Десять лет Мюфке овладевал архитектурным искусством, точными науками и строительным делом. В 1891 году за успехи Карл был удостоен серебряной медали 2-го достоинства, а в следующие годы 1-го достоинства. В 1893 Мюфке переводят на архитектурное отделение училища, образованного при Академии художеств. Через три года после перевода Карл Людвигович заканчивает его программу и представляет выпускной проект «Военно-исторический музей». 30 октября 1896 года состоялось определение Академии: «…бывший ученик Высшего художественного училища при Академии Карл Мюфке за отличные познания в искусстве и науках, доказанные им во время пребывания на архитектурном отделении училища, удостоен звания художника-архитектора, с присвоением оному…правом на чин X класса при поступлении на государственную службу и с представлением производить постройки».
Слайд 14
С 1 января 1897 года К. Л. Мюфке начинает
государственную службу в Казанской художественной школе.
Казань, старинный Волжский город,
к рубежу XIX–XX веков все более превращался в промышленный центр. Постройка до Казани железной дороги благоприятствовала развитию торговли и промышленности, что активизировало строительство промышленных объектов. А увеличение населения – способствовало развитию жилого домостроения. Открытие в 1890 году Промышленного училища со строительной специальностью не разрешило проблему нехватки кадров строительных специальностей. Организацию учебного процесса поручили Мюфке – только что прибывшему в школу «художнику-архитектору». Карл Людвигович преподавал строительное искусство, историю архитектуры, теорию перспективы и теней, руководил практическими занятиями по архитектурному черчению, рисованию и проектированию. Деятельного и инициативного молодого специалиста спустя год, в 1898 году, коллектив преподавателей избрал заведующим школой до 1901 года. Потом он еще не раз переизбирался на эту должность.
Перед К. Л. Мюфке, как и перед предыдущими заведующими, встал вопрос о необходимости постройки собственного задания для школы, ибо арендуемые помещения не удовлетворяли потребностям учебного процесса. В январе 1900 года было получено разрешение и ассигнование. Проект и смету строительства художественной школы бесплатно выполнил сам Карл Людвигович. 13 мая 1902 года состоялась закладка здания. В ноябре следующего года были полностью завершены строительные работы, но в декабре в одну из ночей случился пожар и верхние этажи выгорели. Восстановление уничтоженного и испорченного пожаром обошлось в 25 тысяч рублей. В ходе реставрации Мюфке внес изменения в архитектуру верхней части здания. Только в 1905 году строительные работы были полностью закончены.
Слайд 15
Композиция здания и его оформление с применением элементов
архитектуры средневековой Руси производит впечатление старорусского терема. Перед нами
добротный образец «русского стиля», широко распространенного в период эклектики.
К сожалению, во время реставрационных работ в 1960 году здание лишилось многих первоначальных архитектурных элементов.
Интерьеры художественной школы насыщены деталями старорусского декоративного оформления, начиная с парадной лестницы и кончая аудиториями. В украшении помещений широко применяются лепные фризы с атрибутами «свободных художеств».
В год окончания строительства художественной школы Карл Людвигович был удостоен ордена Станислава 3-й степени.
Одновременно с деятельностью в школе Мюфке в 1901 – 1909 гг. состоял архитектором-строителем Казанского университета. В «Автобиографии» он писал, что по его проекту и под его руководством производилась постройка «западного пристроя» для аудитории к главному корпусу университета и переделка самого главного здания. Кроме того, им был составлен проект «восточного пристроя» к тому же главному зданию. Карл Людвигович составил также проекты анатомического, физического, химического и гигиенического институтов, так как университетские здания, построенные в первой половине XIX века П. Г. Пятницким и М. П. Коринфским, уже не отвечали требованиям увеличившегося учебного заведения. Но из всех спроектированных объектов были осуществлены в натуре «западный пристрой» и переделки в главном здании.
Слайд 16
В 1904 году Карл Людвигович получил первый частный
заказ от крупного химического промышленника, владельца многих заводов Петра
Капитоновича Ушкова построить особняк на купленном им месте против университета. Однако владельцем этого участка стал племянник Ушкова-старшего Алексей Константинович, который и повел все строительные дела. Он желал особняк сделать свадебным подарком своей невесте Зинаиде Николаевне, дочери известного в Казани хирурга и профессора Н. Ф. Высоцкого. А. К. Ушков хотел иметь необычайный особняк-дворец и наказал К. Л. Мюфке не жалеть на это средств.
Задача перед К. Л. Мюфке поставлена была не из легких. На участке находились три разрозненных, разновеликих, разновременных дома. Архитектору предстояло соединить их в единое целое. И следует отметить, что Мюфке мастерски это сделал. Дом Ушковой выстроен в стиле эклектики и, по сути, является венцом творчества К. Л. Мюфке.
Слайд 17
Еще одно здание в Казани считается творчеством Мюфке
– дом генерала А. П. Сандецкого, командующего Казанским военным округом.
Главный
фасад здания разделен башней-ризалитом на две неравные части. Справа от башни располагается парадный вход в виде портала. Над ним три сгруппированных вместе окна. Башня-ризалит имеет коробовую крышу с круглыми окнами-люкарнами. На лицевой стороне башни на всю высоту второго этажа – вертикально-удлиненное неширокое полуциркульное окно, под которым размещен картуш с лепниной – щит и мечи.
Дом Сандетского был построен в 1906 – 1907 годах и отличается от других построек К. Л. Мюфке. Однако местные исследователи памятников культуры и архитектуры считают именно Мюфке автором этого дома, хотя никаких архивных материалов, подтверждающих его авторство, не известно. Возможно, дом был построен в соавторстве с Федором Романовичем Амлонгом. Ныне дом Сандецкого (ул. Карла Маркса, 64) занимает Музей изобразительных искусств Татарстана.
Слайд 18
Творения К.Л.Мюфке
Казанская худ. школа
Дом Ушаковой
Особняк генерала Сандецкого
Саратов.
Казань
Одно из
4-х зданий Университета Архитектурный ансамбльУниверситета Особняк архитектора
на старой открытке