Слайд 2
Музей, как фактор социализации, способствует реализации основных функций
развития личности в обществе:
нормативно-регулятивной, регулирующей жизнедеятельность человека в
социуме посредством воздействия на него социокультурных институтов;
личностно-преобразовательной, раскрывающей индивидуальные качества человека посредством формирования мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;
ценностно-ориентационной, определяющей систему ценностей человека и образ его жизни;
Слайд 3
коммуникативно-информационной, стимули-рующей взаимодействие человека с другими людь-ми, группами,
социальными институтами, насы-щающей его информацией, необходимой для форми-рования образа
жизни;
творческой, способствующей активизации творческого потенциала личности;
компенсаторной, восполняющей дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека
Слайд 4
М.Б.Гнедовский в работе «Музей и образование» указывает, что
наиболее значительными задачами музеев в сфере образования, согласно мировой
тенденции, являются:
развитие способностей извлекать информацию
из первоисточника (музейного предмета),
формирование понятийного аппарата через наблюдение и общение с предметами материального мира,
организация процесса познания через радость
Слайд 5
Следует подчеркнуть, что одна из основных задач
музея заключается
в оказании помощи ребенку в
осознании того, что культура –
живой организм, жи-
вая форма, которая ориентирована на те же реалии,
что и повседневное существование. Ребенку необхо-
димо дать почувствовать естественность и законо-
мерность культурных процессов, поэтому обучение,
воспитание должны стать неотъемлемыми состав-
ляющими музейного урока, экскурсии, творческой
мастерской, праздника.
Слайд 6
Музейная работа позволяет решать целый ком-
плекс задач, связанных
с обеспечением условий, ко-
торые способствуют повышению эффективности
процесса формирования личности:
–
воспитательная задача подразумевает включе-
ние результатов (предметов) человеческой культуры
в процесс формирования нравственных ценностей,
эстетической культуры ребенка, уважительного от-
ношения к истории, традициям и их носителям, то
есть людям;
– учебная задача предполагает включение музей-
ной работы в содержание учебного процесса;
Слайд 7
– научно-исследовательская задача направлена на
формирование навыков исследовательской, поиско-
вой
деятельности;
– творческо-досуговая задача направлена на ис-
пользование музейной работы в
качестве одного из
направлений в организации культурного досуга де-
тей;
– презентативная задача предполагает использо-
вание музейной работы для презентации достижений
учащихся, педагогов и самого образовательного уч-
реждения в целях формирования позитивного имид-
жа;
Слайд 8
– эстетическая задача предполагает удовлетворе-
ние потребностей в приобщении
к красоте, изящест-
ву, что способствует созданию положительного эмо-
ционального фона
в образовательно-воспитательном
процессе;
– коммуникативная задача рассматривает музей-
ную работу как педагогическое средство формиро-
вания детского коллектива в совместной исследова-
тельской, досуговой деятельности, обеспечения по-
зитивного, толерантного общения между детьми,
детьми и взрослыми
Слайд 9
Н.В. Нагорский, рассматривая музей как открытую педа
гогическую систему,
выделяет следующие ее харак-
теристики:
1) усиление дифференцированного подхода
к музейной
аудитории с учетом ее половозрастных
особенностей, общекультурного уровня, семейного
положения, профессии и реально проявляемых инте-
ресов;
2) использование интерактивных форм музейной
работы, стимулирующих проявление инициативы и
самодеятельности аудитории и ее преобразование из
объекта идейно-эмоционального воздействия в субъ-
ект социально-культурного творчества
Слайд 10
Содержание культурно-образовательной деятель-
ности, характер контактов музея с детьми
и подрост-
ками, мотивация их посещения определяются воз-
растными и психологическими
особенностями млад-
ших, средних школьников, подростков.
Работа с дошкольниками и младшими школьни-
ками актуальна и наиболее сложна: необходимо вве-
сти музей в сферу жизненных интересов ребенка,
научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и раз-
влечений, дать понимание роли музеев в мировой
культуре, научить узнавать памятники истории и
культуры.
Слайд 11
Дети в этом возрасте, не обладая способностью к
абстрактному мышлению, восприимчивы к
конкретике, проявляют большой интерес к деталь-
ному
рассмотрению предмета. Необходимо развивать память, фантазию, ассоциативное мышление, формиро-вать навыки наблюдательности, визуальной грамот-ности, понимания языка изобразительного искусства. Практика свидетельствует о том, что чем раньше начинается работа по приобщению детей к музею, тем ощутимее будет социально-педагогический эффект. Следует отметить, что осуществление работы музея с дошкольниками и младшим школьниками позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни.
Слайд 12
Для учащихся средних и старших классов свой-
ственна установка
на приращение позитивного зна-
ния, развитие зрительского сотворчества, поэтому
необходимо использовать
методы музейной деятель-
ности, побуждающие к общению, взаимодействию.
Чем старше дети, тем больше проявляется стремле-
ние к самостоятельному освоению музейного про-
странства. Сознание подростков характеризуется определенной противоречивостью, восприимчивость к новому считается со стремлением критически осмыслить опыт старших, следствием чего является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации музее таким веским аргумен-
том является подлинник – первоисточник познания.будет неотъемлемой частью жизни.
Слайд 13
Музейная психология занимается изучением проблем восприятия, особенностей процесса
мышления в специфических условиях музея, а также проблем психологического
воздействия его на современного человека.
Музейной педагогикой уже активно используется положение психологии о том, что зрительное восприятие гораздо эффективнее слухового и что уровень восприятия значительно повышается при органическом соединении деятельности оптических и акустических «рецепторов» с моторными, осязательными и т. д. Необходимо изучение и других психологических аспектов восприятия экспозиции посетителем, в частности, восприятия ее художественного решения, эмоционального воздействия экспозиции в целом и т. д.
Слайд 15
Вопросы музейного педагога должны отличаться ясностью, конкретностью, учитывать
специфику детского восприятия. Они могут относиться к:
формальной стороне произведения,
к выразительным средствам («какой цвет ты считаешь главным в этой картине и почему?»; «почему художник именно так расположил предметы?»; «почему в руках Ильи Муромца палица, у Добрыни Никитича меч с изящной рукоятью, а у Алеши Поповича лук со стрелами?», «какой конь под каждым из богатырей:), а также к технике исполнения («какими красками написана работа?», «почему ты догадался, что эта скульптура выполнена в мраморе, а не в каком-либо другом материале?»);
Слайд 16
Вопросы музейного педагога должны отличаться ясностью, конкретностью, учитывать
специфику детского восприятия. Они могут относиться к:
эмоциональному впечатлению («какое
настроение вызывает у тебя эта картина: спокойное, тревожное, радостное?»; «почему? какие элементы, цвета вызывают такое настроение?»).
Слайд 17
Дидактических игры, используемые в практике развивающих экскурсий с
детьми :
1. «О чем говорят вещи». Игра способствует разви-тию навыков восприятия
художественного образа и про-водится на экспозиции декоративно-прикладн искусства;
2. «Живая скульптура». Игра проводится после занятия на музейной экспозиции и направлена на развитие пластического чувства, образного видения, а также зрительной памяти и наблюдательности;
3. «Видящие руки». Игра требует специальной дидактической экспозиции, где разрешено трогать экспонаты, брать их в руки и т. п.;
4. Различные викторины, кроссворды, загадки, способствующие запоминанию сведений, пополнению знаний об искусстве.
Слайд 18
В основе деятельности музея две модели – «американская»
и «европейская». В основе первой лежит концепция так называемого
интерактивного музея, где дети осваивают предметную среду и социальную действительность путем самого непосредственного с ней соприкосновения и взаимодействия. Исходной для разработки данной модели явилась получившая мировое признание в 50–60-х гг. ХХ века операциональная теория интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже, согласно которой манипулирование с предметом является основой формирования интеллекта ребенка.
Слайд 19
Первым создателем интерактивного музея в США был М.
Спок (сын знаменитого педиатра), который став в 1961 г.
директором Бостонского детского музея, существенно перестроил его деятельность, создавая экспозиции из предметов, доступных для тактильного восприятия. Первой акцией музея была экспозиция «Что внутри», на которой были представлены повседневные предметы – тостер, мяч для бейсбола, калорифер, радиатор, раковины и др. – перерезанные пополам, так чтобы дети могли видеть их внутреннее устройство и исследовать принципы их функционирования.
Слайд 20
Интерактивный детский музей предполагает режиссуру особой ситуации, которую
можно назвать «наедине с экспозицией, но не в одиночестве.
Здесь создается особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом. Иными словами, он должен поставить перед собой вопрос – что будет делать посетитель в данном пространстве: в чем участвовать (отсюда термин «участвующие экспозиции»), какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества.
Слайд 21
Сам же музейный педагог в такой участвующей экспозиции
должен уйти в тень, оставаясь не руководителем-интерпретатором, а лишь
помощником.
По мнению Л.А. Киреевой, интерактивные формы музейной деятельности имеют социально-воспитательный характер, предусматривающий: воздействие на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений; пробуждение творческого начала, развитие воображения
Слайд 22
Для «европейской» модели, помимо интерактивности, существенной является идея
погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст, поэтому
большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности коллекций. Следует отметить, что разделение деятельности музеев на «американскую» и «европейскую» модели, конечно, в значительной степени условно. Скорее речь идет о диапазоне возможностей музейно-образовательного института, обладающего уникальными средствами влияния на развитие и социализацию детей
Слайд 23
Распространенным явлением последних десятилетий стало преимущественное использование цикловых
форм, которые гораздо более эффективны, т.к. дают возможность ориентироваться
на постоянную аудиторию. Причем в музейной практике наметилась тенденция строить циклы не только на основе какой-либо одной формы (экскурсионный абонемент или лекторий), но и объединять в них разные жанры. Многими музеями активно реализуются музейные проекты и программы.
Слайд 24
Музейный проект – это педагогическая технология, целями которой
являются применение актуализированных знаний по музееведению (краеведению) и приобретение
новых для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов в деятельности в социокультурной среде и создание музейного продукта в форме творческих работ, выставок.
Слайд 25
Такое понятие, как программа наиболее часто используемое зарубежными
коллегами для обозначения музейного события, которое имеет длительную временную
протяженность (до нескольких лет) и осуществляется с помощью различных форм музейной коммуникации. Все более активное употребление этого слова отечественными специалистами фиксирует тенденцию закрепления подобных сложных форм и в отечественном музее
Слайд 26
Такое понятие, как программа наиболее часто используемое зарубежными
коллегами для обозначения музейного события, которое имеет длительную временную
протяженность (до нескольких лет) и осуществляется с помощью различных форм музейной коммуникации. Все более активное употребление этого слова отечественными специалистами фиксирует тенденцию закрепления подобных сложных форм и в отечественном музее