Слайд 2
Биография Михаила Нестерова
Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе
19 (31) мая 1862 в купеческой семье.
Получил высшее
художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.Чистякова.
Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».
Слайд 3
Призвание Михаила Федоровича на царство, 1885
Слайд 4
По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству
святого. Младенец был "не жилец". Его лечили суровыми народными
средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе.
Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он "отдал Богу душу". Ребенка, по обычаю, обрядили, положили под образа с небольшой финифтяной иконкой Тихона Задонского на груди и поехали на кладбище заказывать могилку. "А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав мое Воскресение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни”.
Слайд 5
«Пустынник»,
1888, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Первой значительной работой,
вызвавшей всеобщее признание, был «Пустынник» (1888-89 гг).
На ней
изображен старый монах-аскет, который счастлив в своем уединении в просторах осенней природы.
Слайд 8
Видение отроку Варфоломею, 1889—1890, Холст, масло. 160×211 см. Третьяковка
Слайд 11
«Юность преподобного
Сергия
1892–1897.
Холст, масло. 247х229.
Следом Видением отроку Варфоломею, которая
имела успех, Нестеров пишет серию работ о жизни преподобного
Сергия: «Юность преподобного Сергия» (1892-1897), необычный для тех времен триптих «Труды Сергия Радонежского» (1896-1897), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899).
Слайд 13
На горах (1896, Киевский музей русского искусства). В картине художник
одним из первых в русской живописи попытался создать образ
родины.
Слайд 16
На Руси (Душа народа). 1915-1916Третьяковская галерея. Москва
Размышляя о
судьбе родины и русского народа, Нестеров описывает сюжет: «Ее
перипетии со времен стародавних до наших дней. Тут и юродивый, и раскол, и патриарх с Царем — Народ и наша интеллигенция с Хомяковым, Вл.Соловьевым, Достоевским и Л.Толстым, и слепой воин с сестрой милосердия. Все это на фоне русского волжского пейзажа движется, как бы Крестным ходом, туда, к Высокому Идеалу, к Богу. У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…»
Слайд 20
Архиепископ
Антоний 1917, Третьяковка
Слайд 21
Портрет дочери художника О.М.Нестеровой ("Амазонка")
Год создания
1906
Материал
Холст, масло.
Размер
175 x
86
Собрание
Государственный Русский музей
Слайд 23
Философы
(С.Н.Булгаков и П.А.Флоренский)
Слайд 24
Портрет скульптора Веры Мухиной
Слайд 31
Святая Русь
Три старика, 1915, Национальная картинная галерея Армении
Слайд 33
Памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня
рождения М. В. Нестерова. 2 рубля, серебро, 2012 год