Слайд 2
«В игре детей есть часто смысл глубокий» Шиллер.
Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только
так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает!
Слайд 3
Знакомить детей с новой игрой надо поэтапно. Каждый
этап несет в себе определенные цели и задачи.
Слайд 4
Этапы знакомства детей с новой игрой
1 этап: Внесение новой
игры в группу.
Цель: знакомство детей с
новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап: Собственно игра.
Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
Задачи:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов
Развивать пространственные отношения
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель: Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
Слайд 5
Разнообразие развивающих игр
настольно-печатные игры
игры на плоскостное моделирование
игры на
объемное моделирование
игры из серии «Кубики и цвет»
игры на составление
целого из частей
игры-забавы
Слайд 6
Настольно-печатные игры
Настольные
Шашки, шахматы
Играющих двое, ходы делают поочередно,
соблюдая определенные правила. Выигрывает тот, кто планирует и обдумывает
каждый ход.
Домино
Слайд 7
Настольные
Пентарадуга Пифагор (домино)
В игре 5 цветов
Игра
заключается в складывании
фигур из прямоугольных фишек.
Лицевая поверхность фишек разбита на треугольники разных цветов.
Игра развивает пространственное и комбинаторное мышление, воспитывает волю.
В процессе игры ребенок учится из множества возможных ходов выбирать оптимальный, а сочетание цветов на фишках дает положительный психологический эффект.
Слайд 8
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные
«Цвет и форма»
«Подбери по смыслу»
«Логика»
«Запомни и узнай»
«Противоположности»
«Третий
лишний» и др.
Слайд 9
Игры на плоскостное моделирование
Игры -
головоломки, или геометрические конструкторы.
Развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление,
сообразительность, смекалку, находчивость.
Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.
Слайд 10
Игры на плоскостное моделирование
"Колумбово яйцо"
Овал
размером 15х12 см разрезают, как показано на рисунке. В
результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.
Правила : создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.
Слайд 11
«Волшебный круг»
Круг, разделенный на части по принципу «каждый
раз пополам» (набор из 10-ти фигур).
Суть игр заключается
в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
Обязательно детали должны быть окрашены одинаково с обеих сторон.
Слайд 12
«Вьетнамская игра»
В этой игре круг разрезается на 7
частей.
Головоломка особенно полезна для развития воображения и образного
мышления.
Все детали имеют обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру.
Из набора составляются животные, птицы, насекомые, деревья, цветы.
Слайд 13
"Головоломка Архимеда"
Набор элементов, полученных при делении прямоугольника
на 14 частей.
Суть игры заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
Игра имеет методические рекомендации по ее использованию.
К игре прилагается набор изображений – заданий для сборки разного уровня сложности.
Слайд 14
"Пентамино".
12 элементов, различных по форме, но равных по
площади.
Суть игр заключается в построении из плоских геометрических
фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
Игра развивают восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, мышление, умение работать по правилам.
Для тренировки изобразительных умений ребенка можно обводить карандашом как отдельные геометрические фигуры, так и получаемые из них силуэты.
Слайд 15
"Монгольская игра"
Квадрат размером 10х10 см разрезается,
как показано на рисунке. В результате получается 11частей: среди
них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).
Правила: при составлении
фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.
Слайд 16
Квадрат "Пифагора"
Квадрат разрезан на 7 геометрических
фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника,
2 больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм).
Цель : Составление из всех фигур плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
Набор представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из 2-5 имеющихся.
Слайд 17
"Танграм"
Называют ее и "Головоломкой
из картона", "Геометрическим конструктором" и др.
Игра состоит из 7 частей: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Слайд 18
«Игровой квадрат» (Воскобович)
32 жестких треугольника, наклеенных на
гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг
от друга.
Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется.
Может быть двухцветным и четырехцветным.
Слайд 19
«Игровой квадрат»
Эта игра-головоломка. Ребенку или взрослому придется
подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для
этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения фигур.
Есть фигуры плоские, а есть объемные.
Слайд 20
«Змейка» (Воскобович)
Модификация идеи четырехцветного квадрата.
Можно собирать фигуры, объемные
и плоские, можно собирать цветные дорожки.
Слайд 21
Игры на объемное моделирование
«Кубики - хамелеон»
Игра
по методике Б.П.Никитина.
Путем подбора кубиков по цвету
можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры: самолет, ворота, башню, домик и др. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы.
По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.
Слайд 22
«Уголки»
Игра по методике Б.П.Никитина.
Игра
состоит из 27 кубиков, склеенных по 3 так, что
получается "уголок«.
Уголки окрашиваются в 3 цвета: 3 - в красный, 3 - в синий, 3 - в зеленый.
Комбинирование цвета и формы дает возможность складывать узоры, постройки, разнообразные фигуры.
Слайд 23
Логические блоки Дьенеша
Состоит из 48 объемных
геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине.
Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.
В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Слайд 24
Игры из серии «Кубики и цвет»
Сложи узор
Игра
состоит из 16 кубиков, грани которых окрашены в четыре
цвета (красный, желтый, синий, белый) определенным образом.
С помощью игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.
Слайд 25
Уникуб
Игра по методике Б.П.Никитина.
Игра состоит из 27 кубиков, окрашенных в желтый, красный,
синий цвета и собранных в куб по определенной схеме.
Задания в “Уникубе” трудные, и требуют от ребенка больших затрат времени и сил, но они расположены в порядке возрастания сложности.
Никитин предлагает 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5-3 лет, а самые сложные - доступны далеко не всем взрослым.
Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
Слайд 26
Игры на составление целого из частей
Дроби
Игра
по методике Б.П.Никитина.
Разработано 3 уровня игры
Игра состоит
из нескольких кругов, каждый из которых разделен на определенное число равных долей, от двух до десяти. Собирая круги из частей-дробей, ребенок постепенно начнет понимать, что такое "четверть", "треть", "половинка", "пятая часть« и как из частей собирается круг.
Слайд 27
Чудо-цветик
В игре 2 составные фигуры-вкладыши
в форме цветка. Один цветок состоит из десяти равных частей, второй – из четырех неравных частей.
Ребенок составляет в игровом поле или на столе цветки - «двудольки», «трехдольки», «четырехдольки», «пятидольки» и так до десяти.
По схемам в альбоме складывает забавные фигурки (лошадок, бабочек, лягушек, черепах и многое другое), придумывает сам предметные силуэты и сюжетные картинки.
Слайд 28
«Сложи квадрат»
Игра по методике Б.П.Никитина.
Для детей
от 2-6 лет.
Три категории сложности.
В каждую входит по 12 разноцветных квадратов.
Правила: из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.
Во всех квадратах четко соблюдается принцип "от простого к сложному"
Слайд 29
Пазлы
Красочные пазлы на основе сюжетов сказок и мультфильмов
давно уже стали классикой развивающих игр.
Собирать шикарные картины
из маленьких фрагментов можно всей семьей.
Разной сложности(от самых простых до сложных)
Слайд 30
Игры-забавы
Лабиринты
Для их разгадывания требуется разрешить
практическую задачу: помочь слонику дойти до цирка, белке -
найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных, налить в лейку воды, чтобы полить цветы, и т. д. Они представлены переплетением 3- 4 линий. В последующем используют более сложные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.
Слайд 31
«Логико-малыш"
Пособие состоит из пластикового планшета
и комплектов карточек по разным направлениям развития ребенка.
С помощью цветных подвижных фишек ребенок отвечает на поставленные в карточке вопросы
Может самостоятельно проверить правильность своих ответов (оборотная сторона карточки содержит ответы для самопроверки)
Комплекты карточек выпускаются по разным направлениям развития и для разных возрастных групп.
Слайд 32
Игры на передвижение с целью составления картинки
Это упрощенный вариант игры в "15"
Можно
взять картинки с изображением цветов, животных, предметов, имеющих форму квадрата.
Цель игры состоит в восстановлении картинки передвижением частей, используя пустую клетку.
Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать их в руки и перекладывать.
Слайд 33
Математический планшет
Представляет собой квадратное поле с 25-ю штырьками
для рисования резиночками.
Дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить
некоторые базовые концепции планиметрии: периметр, площадь, фигура и т.д., дать представление о симметрии ...
Слайд 34
Математический планшет
В комплекте приложение с вариантами заданий:
на
знакомство с геометрическими фигурами,
на ориентацию в пространстве, на
симметрию,
на выкладывание букв, цифр и др.
с помощью планшета можно познакомить ребенка с системой координат.
очень полезными являются упражнения на "оживление фигур" (на поле изображается геометрическая фигура, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картинка дорисовывается).
также предлагается рисовать резиночками свои собственные сказки, истории.
Слайд 35
Игры-забавы с палочками
Цветные счетные палочки
Дети составляют различные
изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с
последующим усложнением: сначала составляют из палочек предметные изображения- дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров.
Слайд 36
Палочки Кюизенера
В наборе содержатся палочки 10 цветов
и длиной от 1 до 10 см.
Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.
Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Пособие ориентировано на детей от 1года до 7 лет.
Слайд 37
Развивающие коврики
Задания для развития мелкой моторики(шнуровка, завязывание узелков
и бантиков, застегивание пуговиц, молний, крючков)
Задания по ФЭМП (геометрические
фигуры, форма, количество, счет (прямой и обратный, порядковый)
Слайд 38
Конструирование(моделирование плоскостных изображений предметов, деревьев, домов)
Развитие речи (придумывание
сюжета, рассказывание сказок)
Ознакомление с природой: растения, домашние и дикие
животные, овощи-фрукты.