Слайд 2
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате студент должен:
знать теоретические основы искусства, основные
этапы истории искусства XVII века,
уметь различать и идентифицировать жанровую и стилевую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм,
владеть навыками искусствоведческого анализа произведений искусства.
Слайд 3
План лекции
Искусство XVII века: Барокко и классицизм
Европейская художественная
культура XVII века.
Термин «барокко»в истории искусства и его значение.
Искусство
классицизма. «Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре и изобразительном искусстве Франции.
Внестилевая форма художественного мышления: творчество Караваджо, Рембрандта, Веласкеса.
Слайд 4
Ключевые понятия
Барокко
Декоративно-прикладное искусство
Классицизм
Художественный стиль
Слайд 5
Постренессансная культура
Исторический фон развития искусства в XVII в.
Великие географические и естественнонаучные открытия.
Острое ощущение человеком того времени
зыбкости и неустойчивости своего положения, противоречия между иллюзией и реальностью.
Формирование новой европейской культуры было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI-XVII вв. и кризисом гуманистических идеалов итальянского Возрождения.
Слайд 6
Возникновение стиля барокко
Баро́кко - «странный», «причудливый»; perola barroca
— «жемчужина неправильной формы».
Существуют и другие предположения о происхождении
этого слова - характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.
Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «Западной цивилизации».
Слайд 7
Стиль Барокко
Италия – родина Барокко.
Причины рождения стиля.
«Жизнь
– сеть сон» - кредо Барокко. Характеристики стиля:
-
эмоциональная выразительность,
- масштабность,
- динамическая насыщенность,
- сложность композиционных решений.
Слайд 9
Архитектура барокко
Принципы и выразительные средства архитектуры.
Главный
архитектурный памятник XVII в. – палаццо Барберини.
Авторы –архитекторы Мадерна,
Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.
Бернини выполнил огромное количество архитектурных и скульптурных работ, которые украсили храмы, дворцы и площади итальянской столицы.
Мастер создавал парадные монументы, фонтаны, надгробия, статуи святых, скульптурные группы, портреты.
Слайд 11
Лоренцо Бернини
1598-1680
Сын скульптора, Бернини
с детских лет рос в атмосфере искусства, его одаренность
проявилась очень рано.
Он не только великий архитектор, но и великий скульптор, великолепный рисовальщик, живописец, театральный декоратор.
Слайд 14
Скульптура Лоренцо Бернини
Мастер работал над портретами
Римских пап, королей, вельмож, сановников.
Бернини раскрывал душевное
состояние человека.
Мастер, стремился почувствовать и передать главное в облике портретируемого, делал многочисленные зарисовки, изображая модель не позирующей, а в движении, в разных позах, в общении с другими людьми.
Скульптор виртуозно передавал в мраморе самые различные по фактуре материалы - металл, шёлк, бархат, мех, кружево.
Слайд 16
Скульптура Лоренцо Бернини
Бюст кардинала Шипионе Боргезе (1632) среди
более ранних портретов, выполненных Бернини - шедевр психологической характеристики
и живой естественности.
Скульптура герцога Модены Франческо д’ЭстеЭто из более поздних парадных портретов.
В нем поза, постановка фигуры, поворот головы, локоны пышных париков и развевающиеся драпировки способствуют созданию единого, приподнятого, но в своей основе правдивого образа.
Слайд 18
Франческо Борромини
1599-1667
Второй крупнейший зодчий XVII в.
Его искусство олицетворение
крайней степени творческой индивидуальности, свободы художественного выбора.
Сознательно формировал особенное,
напряженное динамичное пространство вокруг своих построек «волнением стен».
При разработке фасада он использовал мотив вогнутой кривой, редко встречающийся в римской барочной архитектуре.
Слайд 20
Изобразительное искусство Фландрии
Важная особенность живописи барокко – передача
движения, пластики.
Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное
сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко – Питера Пауля Рубенса (1577-1640).
Слайд 23
КЛАССИЦИЗМ
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus
— образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в
европейском искусстве конца XVII — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв.
Обращение к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу.
Родина стиля Франция.
Возникновение классицизма на волне общественного подъема французской нации и французского государства.
В основе классицизма лежат идеи рационализма В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта.
Слайд 24
КЛАССИЦИЗМ
Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства
(Аристотель, Гораций).
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
Слайд 25
КЛАССИЦИЗМ
Формирование классицизма во французской архитектуре связано с отмеченными
ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара.
Высокие
образцы зрелого классицизма в архитектуре 17 в.— восточный фасад Лувра (К. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Со 2-й пол. 17 в. французский классицизм вбирает в себя некоторые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр).
Слайд 28
Малый Трианон
Малый Трианон — загородный дворец, построенный в
Версале (1762-1764) по заказу Людовика ХV поражает своими гармоничными
пропорциями.
Это образец безошибочно рассчитанной гармонии: в основе всех главных членений лежит соотношение 1:2 (длина здания вдвое больше высоты, высота двери вдвое больше ее ширины, высота второго этажа вдвое меньше первого и т.д.).
Слайд 30
Классицизм
Основоположником и крупнейшим мастером классицизма 17 в. был
французский художник Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью философско-этического
содержания, гармоничностью ритмичного строя и колорита.
Высокое развитие в живописи классицизма 17 в. получил "идеальный пейзаж" (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о "золотом веке" человечества. Перекрестные связи с французским и голландским классицизмом, а также с ранним барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции конца 17—начала 18 вв. (архитектор Н. Тессин Младший).
Слайд 32
Никола Пуссен
С 1650-х годов в творчестве
Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории,
уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва).
Слайд 33
Никола Пуссен
Развивая принципы идеального пейзажа,
Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности:
“Пейзаж
с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург;
серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, - все в Лувре, Париж.
Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.
Слайд 36
Микеладжело Караваджо
(1571-1610)
Реформатор европейской живописи XVII в.
Отвергал школу
как систему подготовки живописцев, ставил во главу угла индивидуальные
способности.
Уравнял в творчестве жанры живописи.
Особенность его творческого почерка - караваджиевский луч.
Слайд 40
Вопросы для самопроверки
Расскажите об эстетических признаках стиля барокко
Какие
архитектурные ансамбли связаны с именем Л.Бернини?
Расскажите об особенностях живописи
барокко на примере творчества П.П. Рубенса
Назовите основные этапы становления классицизма во Франции
Расскажите об основных признаках «большого стиля» Людовика XIV на примере Версаля
Каков творческий метод Н. Пуссена, создателя стиля классицизма в живописи?
Слайд 41
Рекомендуемая литература
История мирового искусства : пер. с ит.
- М. : БММ, 2008. - 720 с.
2. Кон-Винер.
История стилей изобразительных искусств. - М. : Шевчук В., 2001. - 217 с.
3.Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусство:
Учебное пособие для студ. вузов - М. : ФОРУМ, 2007. –
272 с.
4.Шоню П. Цивилизация классической Европы; пер. с фр. и
послесл. В. Бабинцева. - Екатеринбург : У- Фактория,
2005. - 608 с.
5.Юренева Т. Ю. Художественные музеи Западной
Европы. История и коллекции: Учебное пособие для
студ. вузов - М. : Академический Проект, 2007. - 414 с.