Слайд 2
Происхождение и воспитание
Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича
от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини
Ольги. Владимир — сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя.
Год рождения Владимира не известен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.
Слайд 3
Приход на киевский престол
Вскоре после гибели в 972
году князя Святослава вспыхнула междоусобная война между его тремя
сыновьями. Хронология древнерусских летописей до крещения условна, но известно, что 977 году удельный древлянский князь Олег погиб в бою с киевским князем Ярополком, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.
Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.
Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил старшего брата на переговоры, где два варяга подымут Ярополка на мечи. Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
Когда варяги потребовали себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир воцарился на киевском престоле в 980 году.
Слайд 4
Языческое правление
Новый князь киевский (величался также древним титулом
каган) принял меры к укреплению языческого культа. Воздвиг в
Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши), ввёл практику человеческих жертвоприношений богам.
Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви.
Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Слайд 5
Первая религиозная реформа Владимира
Первая религиозная реформа была осуществлена
в 980 г. По распоряжению Владимира в Киеве были
установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон.
Главным был Перун, бог грома и молнии, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Слайд 6
Главное отличие славянского язычества от античного или скандинавского:
по славянским представлениям, ни один бог не являлся главным
среди других, повелителем богов, как Зевс или Юпитер!
Слайд 7
Выбор веры
князем Владимиром
Изложение князю Владимиру своей веры
хазарами
Изложение своей веры князю Владимиру мусульманами
Летописное повествование о «выборе
вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии
Слайд 8
Великий князь Владимир избирает религию.
Слайд 10
Условия принятия христианства
Неудача первой религиозной реформы;
Большое влияние
соседских христианских государств.
Дружеские отношения с Византией.
Династический брак с принцессой
Анной.
Причины принятия христианства
Укрепление великокняжеской власти.
Объединение славянских племен в одно централизованное государство.
Слайд 11
Купель баптистерия, где принял крещение князь Владимир. Раскопки
в Херсонесе (Корсуни)
Крещение Руси: 988год
Владимир крестил 12 сыновей своих
и многих бояр. Приказал уничтожить всех идолов, главного бога Перуна сбросить в Днепр. Владимир объявил христианство государственной религией. Всем киевлянам было приказано явиться на берег Днепра и принять крещение — « а кто не придет, тот враг мне».
В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
Слайд 13
В крещении Владимир принял имя Василий, в честь
правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений
того времени.
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Слайд 14
Древняя Русь:
до и после крещения
Образование
Искусство
Ремесло
Быт
Право
Идеология