Слайд 2
Большая часть современных казачьих поселений Кубани была
основана в конце XVIII и в течение XIX века
в процессе заселения края.
Дом казака среднего достатка устраивался, обыкновенно, в две комнаты. Крыша делается из камыша, соломы, иногда железа. Какой бы ни был дом - деревянный, турлучный, маленький, большой - он обязательно обмазывался глиной и белился
Слайд 3
Вот как строились турлучные дома
«По периметру дома
казаки закапывали в землю большие и малые столбы -
«сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)». Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы
Слайд 4
Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в
стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на
обитателей дома.
После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье
Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».
Специальные обряды при закладке дома.
Слайд 5
Внутреннее устройство убранство кубанского жилища.
В первой комнате
- "малой хате", или "теплушке" - находилась, печь, длинные
деревянные лавки ("лавы"), небольшой круглый стол ("сырно"). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался "святой угол", деревянная кровать.
Слайд 6
Святой угол:
2-3 иконы разных размеров устанавливались одна
над другой. Сверху они укрывались длинными полотенцами, края которых
свисали. Накануне и в праздничные дни зажигали лампадку, висевшую перед иконами. Зайдя в хату, любой гость глазами находил Святой угол с иконами, здоровался и крестился.
Слайд 7
Пол – земляной, деревянный – большая редкость.
Мебель: стол,
лавки из дерева, табуретки, этажерка, кровати деревянные или железные,
сундук = «скрыня» - хранили нарядную одежду, на крышке с помощью скалки и рубеля гладили одежду. Их передавали по наследству.
Прялка, чугунные утюги, макитры, глэчики, зеркало – все в постоянном использовании
Слайд 8
Во второй комнате, "великой хате", в интерьере преобладала
добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды -
"горка", или "угольник", комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. На стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами ("рушниками") семейные фотографии, цветные литографии с изображением православных святых мест; картины местных художников с изображением казачьих военных действий, в основном, относящихся к периоду l-й мировой войны; зеркала в деревянных резных рамах. Семейные фотографии имели определенное место в интерьер. Они были традиционными семейными реликвиями.
Традиционным элементом украшения кубанского казачьего жилища были "рушники". Их делали из тканей домашнего производства, которые изготовлялись в основном из конопли или фабричной ткани - "миткаля". Часто рушники богато орнаментировались, обшивались с двух поперечных концов кружевом. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца и выполнялась крестом или двухсторонней гладью.
Слайд 9
ОДЕЖДА КАЗАКА
В начальный период заселения края черноморцы сохранили
одежду и вооружение, присущие запорожцам.
Конные
казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.
В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна.
Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет;
Рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески.
Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нем было больше серебра.
Слайд 10
Бешмет, архалук, черкеска.
Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа,
но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили
из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.
Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.
Слайд 11
ичиги, газыри, брюки,сапоги, рубахи, бурка
Слайд 12
Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка
с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая
с плоским верхом или конусообразная. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи. Он представлял собой квадратный капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею.
Слайд 13
Кубанские казаки так объясняют чуб с левой стороны
фуражки: справа ангел стоит — там порядок, а слева
черт крутит — вот казак и выходит!
Слайд 16
Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили
платки, а в XIX веке – “файшонки” .
ФАЙШОНКА —
головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей.
Носили они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.
Слайд 17
Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи
с длинными рукавами и круглым слегка приссбореным воротом, кофточки
и юбки из ситца.
Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка.
Слайд 18
В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую
юбку с оборками и кружевами или бахромой на них.
Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка.
Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.
Слайд 19
Важной деталью был фартук, он мог быть любой
модели черного или белого цвета и обязательно с оборками
и кружевами.
Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.
Слайд 20
Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным
и лучшим по качеству материала был костюм девушек или
молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.
Слайд 21
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАКОВ
Слайд 22
Казачьи заповеди
«Семья
– святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи
без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца».
Слайд 23
Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде.
Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.
Рукопашному бою учили с трёх лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе либо воинскому искусству.
Слайд 24
Обряды и обычаи, которыми
была окружена жизнь девочки, — домашние, семейные, девочке внушалось,
что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака. Все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, а веселыми. Так, «смывали с дочушки заботы» — тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку. В это время отец — единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, ел «отцовскую кашу»,— горелую, пересоленную, наперченную, политую горчицей. Он должен был съесть ее, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось».
Трудиться девочки начинали с очень раннего возраста. Участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Особенная девичья работа — нянчить младших!
Слайд 25
Свадьба у казаков была отнюдь не развлекательным зрелищем,
а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не
в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах. По обычаю свадебный стол накрывали в двух домах - у жениха и невесты и сидели за ним только женатые люди.
В доме жениха на столе молодых ждало гильцэ - вставленное в хлеб деревце, украшенное бумажными цветами, лентами, конфетами, веточки его могли обвить тестом и запечь. Оно символизировало создание семьи - вьется новое гнездо. Потом шли к невесте, но неженатые хлопцы не пускали суженого в дом, требуя выкуп. А ребенок из числа родственников жены держал в руках палку с налепленными репьями, которую вполне мог запустить новобрачному в чуб. От него тоже надо было откупаться.
Слайд 26
Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление
детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака.
Дети считались основным богатством семьи и общества в целом.
В молодых семьях ребенка ожидали с нетерпением. Наиболее желательным был мальчик. Казак. На его «прокормление» давался земельный участок — пай, а на девочку такого пая не полагалось.
Появление на свет ребеночка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины.
Слайд 27
Родины устраивались вскоре после разрешения женщины от
бремени, разумеется, в том случае, если роды прошли благополучно,
и ребенок признался жизнеспособным. Происходило это на второй-третий день
Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье. Оно могло проходить в храме и в доме. Естественно, первое ценилось выше. Хорошо известно, что духовное рождение считалось значительнее телесного, и по этой причине день рождения фактический становился менее заметным по сравнению с днем ангела или именинами. Многие люди вообще не знали точной даты своего рождения, но зато твердо помнили, в какой день крещены, в честь какого святого названы.
Слайд 28
Воспитание казаков начиналось, чуть ли не с младенческого
возраста. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с
семи лет, рубить шашкой - с десяти. Ловкость и сноровку развивали и детские игры, большей частью подвижные. Не боясь синяков, не жалея носов, казачата рубились деревянными шашками, кололись камышовыми пиками, захватывали «знамена», «пленных» и т. п. С 10–11-летнего возраста казачат приучали владеть холодным и огнестрельным оружием.
Основой семейного воспитания были положительные примеры боевых подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников.
Слайд 29
Джигитовка – езда верхом на лошади, во
время которой казак выполняет различные гимнастические и акробатические трюки.
Это было военное искусство. Если перевести слово джигитовка с тюркского – это означает лихой или храбрый человек. Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.
Слайд 30
Фольклор (Песни, танцы, поговорки, былины, игры)
Особенно богат и
разнообразен песенно-музыкальный фольклор. Вся душа кубанского народа в песнях.
Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком.
Основные жанры - исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины- были известны на Кубани.
Слайд 31
Танцевальная культура казаков включала в себя старинные
русские и украинские танцы, ряд горских танцев (лезгинка). Казаки
знали и исполняли «Круговую», «Казачка», «Журавля», «Метелицу» и др. Из европейских танцев – «кадриль», «полька», однако, они были не особо распространены в казацкой среде.
Слайд 32
Очи бояться, а руки роблять.
(Глаза боятся, а
руки делают.)
Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ
скукы.
(Не будет скуки, если заняты руки.)
Живэ, як мыша в крупах.
(Живет, как кот в сметане.)
Що посеешь, то и пожнешь.
(Что посеешь, то и пожнешь.)
Казак без седла - что черкес без кинжала.
Куда казака доля не закинет - все будет казак.
Казак голоден, а конь его сыт.
Человек без родины - что соловей без песни.
Береги землю родимую, как мать любимую.
В устном творчестве казаков нашли отражение и былинные сюжеты. В конце 19 века были записаны первые былины, которые сами казаки называли «старинными», такие, как: «Богатыри на часах», «Про Александрушку Македонского», «Илья Муромец на червленом корабле» и др.
В среде казаков бытовали и многочисленны сказки, пословицы, поговорки. Они были неотъемлемой частью разговорной речи казаков. Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре).
Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.
Слайд 33
Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили
юношей к службе. Особое внимание уделялось умению хорошо ездить
на коне, владению в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умению метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Живя в окружении горских народов, казаки не могли не перенять у них некоторые игры, в то же время, передавая им свои. Например, у осетин они восприняли такие игры, как «Перетягивание каната»,
«Кюри», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», «Наездники и кони». Ряд игр казаки переняли у кабардинцев.
Слайд 34
Праздники
В календарном круге праздников и обрядов кубанского
казачества можно выделить три блока.
Первый - это
православные праздники и входящие в них обряды годового круга.
Ко второму блоку относятся обряды, связанные с основными видами земледельческой и скотоводческой деятельности казаков, прежде всего с началами и окончаниями наиболее важных работ, имеющих сезонную приуроченность (пахота, сев, первый выгон скота в стадо т.п).
Третий составляли войсковые, воинские праздники и обряды, которые были связаны или сознательно приурочивались к конкретным датам православного календаря
Слайд 35
Все заметные события жизни кубанских казаков связаны с
православной верой. Как и по всей России, на Кубани
чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу.
Слайд 36
Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздников: вождение
хороводов, хождение ряженных, игры с крашенками, в каждой станице
устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого..
Слайд 37
Традиционные виды народного промысла и ремесла.
Лозоплетение -
один из древнейших народных промыслов. На Кубань оно было
завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века.
Домашнюю утварь, от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц, делали из лозы. . Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. Всевозможные корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Народные мастера плели свои изделия не только из лозы, но и из соломы (шляпы – «Брыль», игрушки, обереги), различных трав, талаша (корзины, игрушки, циновки.)
Слайд 38
Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани
глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные
богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.
Слайд 39
Гончарное ремесло на Кубани
было распространено
в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.
Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.
Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.
Слайд 40
Кузнечное дело.
Почитали кузнецов на Кубани с
глубокой древности из поколения в поколение: кузнец и коня
подкует, и серп с косой сделает, и лопату, и топор. Кузнецы были главными мастерами. На Кубани применялась и художественная обработка металла – ковань. Кузнецы изготавливали решетки, украшения для ворот и крыльца. В каждой кубанской станице работало по пяти кузниц. Там изготавливалось всё необходимое для быта станичников.
Слайд 41
Ткачество.
Очень нужным предметом в каждой кубанской
хате был ткацкий станок. Уже с 7-9 лет в
казачьей семье девочки приучались к ткачеству. Нитки для изготовления ткани делали из конопли и овечьей шерсти. Когда была подготовлена пряжа, в дом вносили разборный ткацкий станок, собирали его, и начиналось волшебство: нити на глазах превращались в полотно! Из сотканного полотна изготавливали одежду, рушники, скатерти и др. Все эти предметы были просто необходимы в каждой казачьей хате. На вид орнамент неприметен, Но он столетия живёт. Не зря его на белом свете Народ издревне бережет. Быть может, нитками зигзаги. В узоре вытканы не зря.
Слайд 42
Вышивание – самый популярный и любимый в
народе вид рукоделия. Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду,
головные уборы, пояса, передники, скатерти, подзоры и платки. С любовью дарили их на свадьбу своим избранникам, а так же гостям и родственникам.
Особенно щедро украшались вышивкой рушники. Полотенце играло в жизни казаков важную роль. Ведь в каждой кубанской семье были рушники и женщины обязательно должны были их вышивать. Наши предки- земледельцы сопровождали традиционными обрядами главные события в своей жизни, в которых широко использовали рушники. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его как святыню клали на рушник. Вышитые полотенца вешали на придорожные кресты, в часовнях.
Слайд 43
Использование определенных цветов не случайно, оно символично. Красный
цвет- символ солнца, огня, крови. Это любовь, красота, смелость,
великодушие, победа. Чёрный- цвет земли, пашни, ночи, покоя. Зеленый цвет- цвет растительного мира, цвет природного богатства. Жёлтый цвет, цвет разлуки, использовали очень редко. Синий- цвет воды и неба.
Обереговые знаки:
Каждая линия каждый знак были полны смыслом. Прямой линией обозначали поверхность земли. Волнистой горизонтальной – воду.
Волнистой вертикальной – дождь. Скрещивающимися линиями - огонь и молнию. Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну. Женская фигура символизировала образ матери-земли. Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие, богатства и радости.Птица – символ счастья. Конь- верный друг казака. Он делит с хозяином холод, голод, выносит своего раненого хозяина с поля боя.