Слайд 4
Ясная ЗОРЕНЬКА
Маша Барсукова родилась в городе Железноводске.
Была жизнерадостной, обаятельной, требовательной к себе, целеустремлённой и озорной. В
ней удивительным образом уживались строгость, серьёзность и умение к месту пошутить и развеселить друзей. Старшеклассница Маша Барсукова была артисткой и журналисткой – её заряда хватало и на школьную газету, и на яркие роли. В смуглой гадалке-цыганке на одном из школьных праздников белокурую Машу не узнал никто! В школе, где она училась, есть музей. И в нём – памятные страницы биографии её короткой жизни, прерванной войной.
Артистичная, заводная, с чувством юмора – она всегда была в центре внимания, к ней тянулись – за советом, хорошим настроением, острой шуткой. От неё словно волны исходили какой-то живительной силы, энергетика невероятная – как сказали бы сегодня. Отец, коммунист образца 1918 года, воспитал в детях преданность Родине, учил не жалеть себя для людей и Отчизны. Свою Машеньку он называл «ясной зоренькой», гордился дочкой. Фёдор Федотович воевал в гражданскую в Царицыне (так назывался Сталинград до переименования), его дочь – в Великую Отечественную…
Слайд 5
В конце июля 791 рота была переброшена под
Сталинград. Мария уже была в зенитно-пулеметном расчете. В одном
из архивных документов В. Д. Годун обнаружил такую запись: «Расчет старшего сержанта Андриенко уничтожил 17 фашистских автоматчиков и совместными действиями с курсантами подбил два танка противника». Сам Никифор Никитович Андриенко хорошо помнит тот день. Они отбивали одну атаку за другой. Расчет был почти полностью выведен из строя. Андриенко контужен. Крупнокалиберный ДШК Марии Барсуковой был сильно поврежден.
Слайд 6
18 сентября фашисты отрезали их от роты и взвода.
Патроны были на исходе, осталось две связки гранат. А
тут очередная атака фашистов при поддержке трех танков. Два танка подбили, а третий шел прямо на них. Андриенко, обвешенный гранатами, пополз вперед, к воронке. Краем глаза увидел: Маша поползла за ним со второй связкой гранат, как бы подстраховывая его в случае неудачи. А дальше Андриенко ничего не помнит: был сильно контужен. Пришел в себя уже в госпитале. Как он туда попал - осталось для него тайной. Но Никифор Никитович убежден, что это Мария спасла ему жизнь. Из госпиталя он попал в стрелковый полк. Роту не искал — был убежден, что все погибли в том бою. Фамилии шофера не помнит.
Слайд 7
А потом был бой, о котором рассказала Мария
Ивановна Матвеева. 14 октября 1942 года Мария Барсукова вела свой
последний бой. 18 немецких самолетов Ю-87 стали бомбить завод «Баррикады». Единственная пулеметная точка открыла огонь по фашистским самолетам. Огонь вела Мария Барсукова. Одной удачной очередью она сбила Ю-87. Он загорелся и взорвался. Тогда остальные 17 самолетов развернулись в строй и все по очереди стали пикировать на машину с пулеметной установкой. Вой самолетных сирен, разрывы бомб, пулеметная трескотня слились в единый звук страшной какофонией. Пламя рвущихся бомб и фонтаны вздыбленной земли временами закрывали машину с пулеметной установкой. А Мария продолжала вести бой, принимая огонь на себя, спасая тем самым других бойцов. И вот очередной взрыв, загорелась машина, шофер Виктор убит. Мария не покинула своего боевого поста. Она продолжала вести огонь по врагу. Шофёр убит, горит машина, на Чайке вспыхнула одежда.. Из этого пылающего факела была слышна пулеметная очередь. Так сгорела, ведя бой, Мария Федоровна Барсукова. Но она продолжала стрелять. Она сражалась за Родину.
Слайд 9
Порой я вижу лицо той девушки за пулеметной
установкой, сосредоточенное, серьезное. В то утро 14 октября был
бешеный налет. Ад бомбежки. И она - вся озаренная, кажется, воедино слилась с пулеметом, ничего не замечая, даже огня и мучительной боли - вся устремилась навстречу врагу, чтобы его уничтожить, чтобы он не успел безнаказанно уйти... Её поглотило пламя раньше, чем замолчал ее пулемет... Жестоко отомстили за неё наши бойцы в этот, да и в последующие дни».
Слайд 10
В 1943-м в Железноводск пришло извещение – солдат
Мария Барсукова пропала без вести. Старшая сестра Анна искала
её 40 лет. Не верила, что Маша вот так ушла из жизни, не оставив следа в памяти людей, сражавшихся плечом к плечу в те страшные дни… Десятки запросов, писем, встреч – архивы, фронтовики, прошедшие Сталинград.
Слайд 11
Когда-то В.И. Чуйков, Маршал Советского Союза, командующий 62
армией, говорил: «Зенитчик не может не видеть врага, он
смотрит в глаза летающей смерти, укрытий для него нет».