На заре истории европейских наций зубры обитали повсюду: на родине галлов, германцев, шведов, румын, славян. Только в Греции, Северной Испании и Англии зубров истребили уже в доисторическое время.
Слайд 6
И вот опять это неприятное слово – «истребили»!
Оно, так сказать, «не отставало» от зубров многие века.
Уже царь Петр I, приказавший воронежскому вице-губернатору Колычеву поймать и прислать в Петербург пяток зубров, получил ответ: зубров на Дону последний раз видели в 1709 году. Но это был еще не конец. На Северном Кавказе и в Беловежье зубры охранялись для царских охот. К началу первой мировой войны зубров в Беловежской Пуще было 727 голов. На Кавказе – около 500 зубров.
Слайд 8
Пущу оккупировали немцы. В 1916 году зубров было
там лишь около двухсот, а через год – 120,
еще через два – всего… девять. До конца 1920 года дожила только одна корова. Ее пристрелил бывший лесничий Пущи Бартоломеус Шпакович. На Кавказе зубров не спасло и учреждение здесь в 1924 году государственного заповедника. В 1926 году на горе Алоусе пастухи встретили трех – вероятно, последних — зубров. И убили их.
Слайд 9
Но уже начало работать Международное общество сохранения зубра.
В его распоряжении было 56 живых зубров в парках
и зоопарках пятнадцати стран, 80 чучел и 120 черепов в музеях. С этого и начали.
Слайд 10
С 1946 года зубров стали разводить на нашей
территории Беловежской Пущи, а еще через два года –
в Центральном зубровом питомнике под Серпуховом. В 1955 году они появились в Хоперском заповеднике, в 1956-м – в Мордовском.