Слайд 2
Якуты
Якуты – тюркский народ, который пришел в край
вечной мерзлоты в восьмом веке. Они мигрировали несколькими волнами
с Прибайкалья. Якутами их назвали русские, но сам народ помнит свое древнее имя Саха. Саха значит белый, солнечный, наверное, поэтому якуты называют себя детьми Белого солнца.
Слайд 3
Исследователи дореволюционной России делали следующие зарисовки их
жизни и быта: «Стужу и голод якуты могут переносить,
как ни один другой народ. Ночуя под открытым небом при 46-градусном морозе, они разводят костер и преспокойно укладываются спать. Якут с младенчества приучен к холоду. Новорожденных детей якуты по нескольку раз в день натирают снегом, и те, которые от этой операции не умирают, становятся в высшей степени крепкими и выносливыми.
Якуты– народ, проживающий в Сибири, на берегах рек Лены, Вилюя и Индигирки,– очень неприхотливы, выносливы и организованны.
Слайд 4
Как правило, хорошо подготовлены в физическом отношении, терпеливы,
обладают заметными организаторскими способностями. Якуты, бесспорно, самые даровитые из
всех кочевых инородцев Сибири. Они очень способны к разным искусствам: из них выходят хорошие музыканты и живописцы»
Современные якуты унаследовали лучшие черты национального характера своего народа.
Слайд 5
По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в
России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии
(466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (50% населения) народом в Якутии (второй по численности— русские— 38 %) и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.
Слайд 6
Большинство учёных полагает, что в VIII—XII веках н.э.
якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в
бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков и юкагиров, живших здесь ранее.
История и происхождение народа
Слайд 7
Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный
опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата
в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.
Слайд 8
Включение якутов в состав Русского государства в 1620-1630-е
годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII
– XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. О Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялся и шаманизм
Слайд 10
Весенне-летний кумысный праздник Ысыах
Слайд 14
Национальные жилища
Балаган (юрта)- зимнее жилище
Слайд 18
Традиционная мужская и женская одежда — короткие кожанные
штаны-натазник, меховой набрюшник, кожан. ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой
— меховой, летом — из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых — с серебряными и медными бляшками.
Слайд 19
Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый
красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская
меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения.
Слайд 20
Обувь — зимние высокие сапоги из оленьих или
конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой
кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин — с аппликацией, длинные меховые чулки.
Слайд 23
Новгородов, Семен Андреевич
[1892—1924] — якутский писатель, лингвист.
Окончил Ленинградский институт восточных языков. После нескольких лет работы
по созданию национальной транскрипции получил в 1920 командировку в Ленинград, где им под руководством Академии наук окончательно разработана латинизированная якутская транскрипция и напечатан первый букварь. В течение восьми лет она была величайшим орудием культурной революции среди трудящихся масс неграмотной, отсталой Якутии.
Слайд 24
Фёдор Матвеечич Охлопков
Родился 3 марта 1908 года в
селе Крест-Хальджай ныне Томпонского улуса Якутии. Якут. Работал механизатором
.
В Красной Армии с сентября 1941 года. С 12 декабря того же года на фронте. Был пулемётчиком, командиром отделения роты автоматчиков 1243-го стрелкового полка 375-й дивизии 30-й армии, а с октября 1942 года — снайпером 234-го стрелкового полка 179-й дивизии. К 23 июня 1944 года сержант Охлопков уничтожил из снайперской винтовки 429 гитлеровских солдат и офицеров. Был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, но командир 1-го стрелкового корпуса понизил статус награды до ордена Красного Знамени.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Фёдору Матвеевичу Охлопкову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года.
Слайд 25
Михаил Архипович Скрябин
(родился 28 декабря 1946года, с.
2-й Жемкон, Хангаласский улус, Якутия, СССР)— российский актёр театра
и кино. В 1974г. окончил третью актерскую якутскую студию ВТУ им М.С. Щепкина при Малом Театре России (курс М. Гладкова). Служил в Нюрбинском передвижном Драматическом театре Республики Саха. С 1992г.— актер Саха академического театра им. П.А.Ойунского.
За роль в фильме «Кочегар» был номинирован на премию Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон».Скончался 6 мая 2011 года на 65-м году жизни.
Слайд 26
Культура. Фольклор
В якутском фольклоре был развит богатырский
эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при боль¬шом
стечении народа. Были популярны и другие жанры: исторические предания, сказки (особенно о животных), пословицы, песни, своеобразные скороговорки.
Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), трехструнная смычковая лютня, духовые флейты, различные ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, различные игровые танцы и др.
Слайд 27
Хомус- народный якутский инструмент