Слайд 2
Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР
4 декабря
1938 года
быстрорастущий крупный
железнодорожный узел, большой
населённый пункт посёлок
Грязи
Грязинского района
Воронежской области
был переименован в город
с сохранением за ним
прежнего названия.
Грязи - самый молодой город Липецкой области,
третий по величине город области после Липецка и Ельца.
Слайд 3
Откуда взялось не очень благозвучное название нашего города?
По
этому поводу имеется несколько преданий с разными деталями и
подробностями, но, к сожалению, ни одно из них не имеет документального подтверждения.
Вот одно из них: “Петр I, проезжал дождливой осенью через эти места на корабельную верфь Воронежа, вынужден был сделать остановку. Государева повозка завязла по самую ступицу в грязи. Мужики выручили повозку царя”. С этой поры и повелел государь назвать эту деревню Грязями. Это неблагозвучное название затем перешло к выросшему здесь городу. А возможно, царь посещал берега реки Матыры, где велись заготовки леса, где вырос наш город, возможно, даже останавливался здесь.
По самым скромным подсчетам, Петр I бывал в Азовском крае 11 раз — в общей сложности 1100 дней. Со времен Азовских походов он навсегда связал свое имя с Липецким краем.
Слайд 4
Гораздо более правдиво утверждение ряда историков, ученых –
топонимистов и писателей, которые говорят, что свое название город
получил из-за болотистой низкой местности. Историк и краевед П. Черменский считает: “Слово “грязи” в местном диалекте означает “ил”, “тина”, “болото”. Таким образом, имя города обозначает низкую болотистую местность, на которой он расположен.
Писатель Лев Успенский в своей книге “Имя дома твоего” пишет: “...Чешский город Брно, весьма возможно, назван так же, как и древний Париж - Лютеция, и оба их имени перекликаются с нашим русским названием Грязи - городом в Воронежской области, все три названия указывают на качество почвы, а вовсе не на неопрятность жителей или что-либо подобное”. Наш благодатный чернозем в пору дождей превращается в непролазную грязь. Эта “грязь” полей - неиссякаемый источник плодородия, а липецкие грязи - прекрасное лечебное средство. И поэтому название от слова “грязь” (Грязи) никого не должно смущать.
Слайд 5
Следует иметь в виду, что в черту Грязей
в разное время входил ряд населенных пунктов, которые прежде
были самостоятельными поселениями.
Это, прежде всего, село Грязи, деревня Дмитриевка, Маршенские Выселки, село Таволжанка.
Какой из этих населенных пунктов самый древний, мы твердо сказать не можем, и поэтому, говоря о возрасте города, прежде всего имеем в виду бывшее село одноименного названия.
В ревизских сказках Сокольского уезда упоминается село Грязи в 1712 году.
В архиве древних актов, в Москве, имеется переписная ведомость однодворцев и крестьян села Грязи по первой ревизии. Этот документ датирован 1720 годом и дает точное число жителей села — 213 человек. По тем временам это довольно крупное село.
Слайд 6
Недолго простояла церковь в поселке Грязи. В полдень,
на Крещение, 19 января 1923 года, после богослужения и
водоосвящения на реке Матыре, когда народ уже расходился по домам, грязинцы услыхали звуки пожарной тревоги, доносившиеся со стороны станции. Оказалось, вновь загорелась церковь. Огонь появился на заднем правом куполе. Пожар можно было ликвидировать, но к церкви не подпускали. Явно она кому-то мешала. Церковь сгорела.
16 июня 1923 года то же общество обратилось с заявлением в поссовет о разрешении установить новый деревянный храм на старом фундаменте. Поссовет категорически запретил, ссылаясь на то, что имеется новая кирпичная церковь в Мариинском поселке и еще одна временная деревянная, вместимостью человек на 300Но вскоре было принято решение о строительстве Клуба железнодорожников, и временную церковь снесли. Так было покончено с первой из четырех церквей, находившихся на территории нынешнего города Грязи. Порадовала она прихожан всего 25 лет.
После строительства железных дорог быстро развивался и рос пристанционный поселок Грязи. Было здесь все: лавки, базары, ярмарки. А вот своей церкви не было. И очень это огорчало грязинцев. Поселок относился к приходу Николаевской церкви села Грязи, что расположена была в трех верстах от него. Мужики деревни Дмитриевки настаивали: строить у себя на выгоне. Но было и другое предложение, князя М.С. Волконского: строить храм на его земле, недалеко от имения, которое располагалось на берегу реки Матыры. В основном деньги были собраны жителями поселка. Летом 1897 года великолепный храм вчерне был готов. Через десять дней, 21 августа, в полдень, в поселке раздались сигналы пожарной тревоги, подаваемые паровозными гудками. Горел новый храм. Усилиями народа, сбежавшегося на пожар, его удалось отстоять. Окончательно он был отделан и освящен только к осени 1898 года. День 14 сентября стал престольным праздником в пристанционном поселке Грязи во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.
Слайд 7
Первый вокзал на станции Грязи - Воронежские был
построен в январе 1868 года. Он представлял собою рубленый
деревянный пассажирский дом с мезонином II класса площадью 12,5 на 4,75 саж. При нем была деревянная платформа длиною 90 и шириною 2,5 саж. В первом этаже размещались общий зал I и II классов, телеграф, багажная, буфет, кухня, кассы. На втором этаже помещался начальник станции, и была его квартира.
Буквально через несколько месяцев стало ясно: придется строить новый вокзал. Еще не были сданы в эксплуатацию две первые дороги, а уже шла подготовка к строительству третьей. К 1875 году количество путей на станции возросло за счет прокладки их с южной стороны вокзала.
В Петербурге уже велись работы по проектированию нового вокзала для станции Грязи. Грязи были станцией II класса, но, несмотря на это, для нее разрабатывался специальный проект грандиозного по тем временам пассажирского здания. Проекты для строительства грязинского вокзала были разработаны в нескольких вариантах и, что самое главное, выбор проекта для строительства был сделан окончательно самим государем императором Александром II.
Новый вокзал поражал местных жителей и проезжих пассажиров своим величием и красотою, особенно ночью, освещенный множеством волшебных фонарей. Основные работы по устройству самого пассажирского здания были завершены в начале 1883 года.
в Тамбовской и Липецкой областях РСФСР, левый приток реки
Воронеж (бассейн Дона). Начало берет в Тамбовской области у с. Дмитриевка. Длина реки - 180 км, площадь бассейна - 5180 кв. км.
Каково происхождение названия Матыра? Слова с таким корнем в русском языке нет. В “Толковом словаре” В. Даля приводится областное рязанское слово “матыра”, которое означает “егоза, юла, непоседа, неугомонный человек”. Матыра - производное слово от глагола “мотать, мотаться”, в значении “бросаться из стороны в сторону, не сидеть на месте”. Соответствует ли это значение слова географическмм особенностям реки? Тот, кто бывал на реке Матыре, особенно в средней ее части, знает, как она непоседлива. Столько поворотов, изгибов, петель делает она на равнине, что диву даешься. А в пойме река бросается от одного берега к другому, оставляя протоки, ручьи, старицы. И наши предки увековечили эту характерную особенность реки в ее названии.
История подтверждает: Матыра - название древнерусское. Но древнерусское происхождение и значение названия Матыра признается не всеми топонимистами.
Историк В.А. Прохоров считает название Матыра производным от тюркского слова “мотурлык”, что означает красивая. Так могли назвать реку половцы, а славяне позднее переделами “матурлык” в Матыру.
Слайд 9
Теперь, наверное, далеко не каждый знает, что был
наш поселок с таким названием - Александро-Мариинский.
Сегодня мы
поговорим о неизвестных страницах истории школы и поселка с момента их зарождения.
Это произошло 17 октября 1888 года. Россию облетела внезапная тревожная весть о чудесном избавлении Государя Императора Александра III. Царский поезд, в котором семья царя в полном составе возвращалась в Санкт-Петербург, потерпел крушение недалеко от небольшой станции Барки близ Харькова. Произошло чудо: по счастливой случайности семья монарха, в составе семи человек, осталась жива, никто даже не был ранен.
Из царского же сопровождения на месте катастрофы погибли 19 человек и 14 человек были тяжело ранены. Расследование показало, случай произошел из-за того, что данный участок железной дороги был спешно уложен летом 1886 года и находился в неисправном состоянии. В народе сразу же решили, что чудесное избавление Августейшей семьи от смерти - это не иначе, как покровительство самого Господа Бога. По всей России воздавали хвалу Всевышнему за то, что он не оставил в беде народ.
Прошли годы. Храмы и часовни в память чудесного избавления царской семьи возводились во многих городах и селах империи. Не хотели ударить лицом в грязь и богатые таволжанские мужики. И они построили на своей земле большую часовню, похожую на небольшую церковь.
Слайд 10
Как было принято, часовню нарекли в честь царя
Александра и
царицы Марии Федоровны, Александро-Мариинской.
Сразу после этого вокруг
часовни на своей земле стали селиться
Крестьяне села Таволжанка, и новый поселок стали называть
Александро - Мариинским.
Так он и назывался вплоть до Великой Отечественной войны.
Громоздкое название было не очень удобным в употреблении,
поэтому стали упрощать: “Где живешь?” - “В Мариинском поселке”.
А потом и вообще: “На Маринке”.
Поселок довольно быстро рос, и церковь уже не устраивала
местное население.
8 декабря 1901 года было разрешено на месте деревянного храма
построить более вместительный каменный. Храм строился рядом
с деревянным, строился долго и трудно, как почти все храмы на Руси
главным образом за счет пожертвований.
Церковь была подготовлена к освящению только в 1912 году.
Освящена она была в память святого благоверного князя Александра
Невского.
Слайд 11
После Октябрьской
революции церкви всюду уничтожались.
В 1923 году
в поселке Грязи, который к этому времени подсоединил
к себе и поселок Александро-Мариинский осталась одна церковь
Александро-Мариинского поселка. Но нормально и она не могла
работать.
Еще не были забыты споры между поселком Грязи и селом
Таволжанка из-за земли и храма, который был поставлен на этой
земле, принадлежавшей обществу села. Администрация поселка
Грязи под разными предлогами чинила препятствия.
Отношения с железной дорогой тоже были сложными.
Так продолжалось до начала 30-х годов.
А потом начались новые гонения на церковь вплоть до конфискации
церковного имущества. В середине 30-х годов церковь была закрыта.
18 августа 1936 года Грязинский поссовет своим решением передал
ее под школу. Так родилась новая школа.
В данном случае редкое исключение из правил, когда церковное
здание попытались использовать для благого дела.