Слайд 2
Г.А. Репина классифицирует технологии математического моделирования с дошкольниками
следующим образом:
1. Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника.
- целого заданной инвариантной формы как объединения различных серий классов его разбиения
игры типа «Сложи квадрат»
Слайд 3
целого дискретно меняющейся формы как объединения константных классов
разбиения заданной исходной формы
игры типа «Танграм».
Слайд 4
2. Пространственное моделирование на составление объемных фигур из
кубиков.
«Уголки», «Куб-хамелеон» (Обе игры разработаны Ю. А. Аленковым).
Цель. Развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.
Слайд 5
3 Пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда.
«Кирпичики». Имеется прямоугольный параллелепипед заданного объема. Простейшими объемными фигурами,
на которые можно его разбить с целью получения материалов для моделирования, являются куб и прямоугольный параллелепипед. Этот игровой материал – один из лучших для пространственного математического моделирования с детьми. Он представляет собой частный случай разбиения прямоугольного параллелепипеда с пропорциями 1: 2: 4 на 8 равных единичных параллелепипедов тех же пропорций.
Слайд 6
4. Пространственное моделирование на базе материалов, допускающих
непрерывные деформации
Игры типа - «Узелки», «Лист Мебиуса»
Слайд 7
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные
признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей,
графических знаков.
Необходимо
учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
Слайд 8
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.
«Чудесный мешочек»
Сложите фигуры
в мешочек и предложите ребёнку найти все квадратные (круглые, толстые,
большие). Когда дети без затруднения будут выполнять это задание, вводится второй признак. Необходимо найти все круглые, большие фигуры (маленькие квадратные). И в конце вводится третий признак. Найти все маленькие, толстые, квадратные.
"Что изменилось".
Выложить перед детьми от 3 до 5 блоков, попросить запомнить их. После чего дети закрывают глаза, а блоки исчезают (меняются местами, формой, цветом, толщиной). Вариантов игры множество.
Слайд 9
Варианты заданий
"Третий лишний".
Перед детьми выкладывается несколько блоков. Предлагается
убрать лишний и объяснить, почему он лишний.
"Угощение для кукол"
Предложить
угостить кукол печеньем. Ставится условие: куклы очень любят печенье, но только разное (по форме, цвету, размеру, толщине). Поэтому нужно угостить кукол так, что бы печенья отличались только цветом (размером и т. д) .
"Дорожки".
Предложить детям построить дорожку так, что бы рядом не оказалось одинаковых фигур по цвету (размеру, форме и т. д)