Слайд 2
Музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление
музыкальных способностей.
Показатели музыкальной одаренности:
блестящий музыкальный слух,
феноменальная память,
пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат»,
невероятная обучаемость («схватывание на лету»)
титаническая работоспособность.
(Б.М.Теплов, А.Л.Готсдинер)
Слайд 3
Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной одаренности далеко
не однозначно.
Рано обнаружившиеся, яркие музыкальные способности могут и
не раскрыться как музыкальная одаренность, не превратиться в нее.
Одаренность может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных музыкальных способностей.
Проявление дарования менее зависимо от сроков начал обучения, нежели развитие способностей.
Слайд 4
Три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности:
культурно-исторический
возрастной
абсолютный
Слайд 5
Общие характеристики детей с выдающимися музыкальными способностями:
выдающиеся музыкальные
способности обнаруживаются до 7 лет;
музыкальные способности у одаренных
детей наиболее часго проявляются между 3-5 годами;
у способных — обычно между 5-7 годами.
Слайд 6
Людвиг ван Бетховен
(17.12.1770 - 26.3.1827) –
немецкий
композитор.
Рано научился играть на клавесине, органе, скрипке, альте,
а также на флейте.
Слайд 7
Сергей Васильевич Рахманинов (1.04.1873 – 28. 03.1943) –
русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр.
В 4 года играл
с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена.
Слайд 8
Рихард Штраус (11.06.1864 – 8.09.1949) – немецкий композитор,
дирижёр.
В 4 года начал учиться на фортепиано, а
в 6 был уже автором увертюры для оркестра.
Слайд 9
Фридерик Шопен (01.03.1810 - 17.10.1849) - польский композитор
и пианист. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже
в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепьяно, сочинять музыку.
Слайд 10
Музыкальноодаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами:
с самого раннего
возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих
объектов, незнакомых тембров;
в 2-3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат;
узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают;
рано и свободно читают ноты с листа;
способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях;
Слайд 11
дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием
музыки;
к 4 годам играют по слуху, сразу двумя руками,
т. е. с гармонизацией;
в возрасте около 5 лет характерно стремление воспроизводить на инструменте все слышимое;
легко овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно;
с 4-5 лет у них наблюдается склонность (иногда сильная потребность) импровизировать;
Слайд 12
Александр Сергеевич Даргомыжский (2.02.1813 – 5.01.1869) – русский
композитор, певец, вокальный педагог.
Пытался подбирать услышанную музыку на
пятом году жизни, а говорить начал поздно — на шестом году.
Слайд 13
Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные
дети обладают хорошими общими способностями:
сравнительно рано они выучиваются
читать,
обладают хорошей памятью, сообразительностью.
По внешней картине поведения эти дети живые,
любознательные,
открытые;
они скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели обгоняют его.
Слайд 14
Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании»,
делил музыкальные способности на 2 группы:
технические (игра на
данном инструменте или пение);
слуховые (музыкальный слух).
Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на :
музыкально-эстетические;
специальные.
Слайд 15
Моцарт Вольфганг Амадей
(27.01.1756 – 5.12.1791) – австрийский
композитор, скрипач.
Трехлетним ребенком уже подбирает на клавесине терции
и секстеты. В возрасте примерно 5 лет, начинает сочинять менуэты.
Слайд 16
Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые
принято считать типично «девичьими»:
тонкой чувствительностью,
рефлексивностью,
мечтательностью,
наивностью,
сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца, от педагога).
Слайд 17
Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»:
они независимы,
упрямы,
честолюбивы,
более склонны к самоутверждению,
могут
разбрасываться.
Слайд 18
В мемуарной литературе можно найти множество свидетельств о
том, что одаренные дети отличаются
сильным тяготением,
потребностью,
поглощенностью
занятиями музыкой:
исполнением,
слушанием,
сочинением
и размышлениями о ней.
Слайд 19
С другой стороны, биографические данные позволяют предположить наличие
определенной связи между мотивацией занятий музыкой и типом эмоциональности
ребенка.
Слайд 20
его концу).
Спокойные, эмоционально сдержанные дети при блестящих музыкальных
способностях иногда могут быть достаточно равнодушны к музыке и
музыкальным занятиям. Интерес к ним появляется позже (в подростковом возрасте или даже к его концу).
Слайд 21
Эмоционально неуравновешенные дети, наоборот, могут характеризоваться иногда своеобразной
«звуковой одержимостью» — ребенка чрезвычайно возбуждают сильные внутренние слуховые
образы, которыми он не может управлять и которые он не может еще выразить вовне.
Слайд 22
Музыкальные способности
в существующей общей психологической классификации относятся
к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий
и определяются самой природой музыки как таковой. Б.М. Теплов.
Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.
Слайд 23
Музыкальность – своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон
личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.
Главным показателем музыкальности Теплов считал
эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес музыкальный слух и чувство ритма.
В музыкальном слухе он выделил два компонента:
перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство)
репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии).
Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.
Слайд 24
Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида рассогласованы
некоторые признаки: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти,
общая любовь к музыке при слабом слухе.
Слайд 25
Способность точно интонировать, предшествующая появлению речи, иногда встречается
у не отличающихся выдающимися способностями к музыке детей из
музыкантских семей. В то же время некоторые выдающиеся музыканты ни в детстве, ни в зрелом возрасте не отличались способностью воспроизводить услышанную музыку по слуху (С.Фейнберг). Другие с годами теряли часть ярких и важных детских способностей (например. у В.Софроницкого с годами пропал дар музыкальной импровизации).
Слайд 26
Т. о., музыкальная одарённость – это есть нечто
иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями.
Не
существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев.
Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гёте, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных — много, ну а одаренных — единицы.
Слайд 27
Список использованных источников:
1.Психология одаренности детей и подростков/ Под
ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
- 416 с.
2.Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» - М., 1978.
3.Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978.
4.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М., 1978.