Слайд 2
Петриковская роспись по названию посёлка Петриковка, образцы которой были
найдены на территории современной Днепропетровской области Украины. Село Петриковка
в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины.
Слайд 3
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский.
И сразу же в этом вольном казацком селе возник
интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”.
Слайд 5
Развивалась в виде настенной живописи (в начале XX
ст. в связи с возросшим спросом на настенную роспись
делали также бумажные «малёвки» для оформления интерьера), декора предметов быта (сундуки, народные инструменты, сеялки, сани), особенно развилась декоративная роспись по дереву, подлаковая роспись, надглазурная и подглазурная роспись фарфора, воссоздана технология росписи стекла, современные мастера расписывают рушники и блузы из ткани, кошельки из кожи, используют роспись в бодиарте; сформировалась как самостоятельный вид станковой декоративной графики и широко распространилась как художественная школа.
Для петриковской росписи характерен растительный цветочный орнамент, продолжающий традиции украинского барокко. Разнообразие колористических и композиционных решений, применяемых материалов и техник.
Слайд 7
Сегодня широкого применения художественная Петриковская роспись находит в книжном оформлении
и графике, художественном оформлении различных бытовых предметов и предметов
внутреннего интерьера, а также для украшения всевозможных традиционных украинских сувениров, таких как тарелки, ложки, крашанки и многое другое.
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
Слайд 10
Женщины брали краску, добавляли в нее молоко или
яйцо, стригли кошечку, делали кисточку и рисовали по белой
стене. Источником радости и вдохновения была сама природа. Так рождалась эта роспись. Настенные росписи в Петриковке стали традиционными. Крестьянская домашняя стенопись дала мощный толчок развитию петриковской декоративно-орнаментальной живописи. Сельские росписи не были рассчитаны на долгую жизнь. Ежегодно под большой праздник все настенные росписи смывали и наносили новые. Натуральные краски делались из отваров трав, цветных овощей и фруктов, смешивались с желтком для предоставления натуральной краске более стойких свойств. Но сегодня этот метод не используется, из-за своей устаревшей технологии и несовершенства, поскольку спустя некоторое время краска выцветает или преет. Сейчас разводят краски обычным клеем ПВА - он добавляется в краску вместо яичного желтка в соотношении 60/40 краски к клею. Клей делает краску более стойкой к выцветанию.
Слайд 13
Чтобы создавать композиции петриковской росписи, необходимо овладеть некоторыми
приемами нанесения отдельных мазков.
«Гребешок» — мазок, который начинается с
утолщения. Его выполняют нажимом кисти и заканчивают тоненьким усиком, который передают с помощью легкого касания кончиком кисти. Положенные рядом несколько таких мазков напоминают гребешок.
«Зернышко» — мазок, который накладывается самым легким касанием более сильного нажатия. Когда мазки «зернышко» положены в обе стороны от стебля острием в разные стороны, изображение напоминает колосок.
«Орешек» — состоит из двух выгнутых мазков, расположенных друг напротив друга. Заполнив пустое место между полулунками «гребешковым» или двумя-тремя мазками «зернышко», получим форму, похожую на лесной орех.
Переходной мазок — кладется одной кистью, но двумя красками. При этом сухой кистью берут одну краску (например, зеленую), а потом другую (например, желтую). На бумаге остается след от желтой краски, плавно переходящей в зеленую.
Отпечаток пальца позволяет создать ягодки.
Слайд 17
Петриковская роспись вошла яркой и красочной страницей в
историю культуры Украины.