Слайд 2
«Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из
тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для
ног…»
Кот Матроскин
Слайд 3
1. Понятие о специфике детской литературы.
Зачем детям
читать?
Слайд 4
«Людям, никогда не читавшим сказок, труднее справляться с
жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того
опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика…»
Слайд 5
Вы знаете, что читать детям?
Вы знаете как читать
детям?
Слайд 6
«Детским писателем надобно родиться, а не сделаться»
В.Г. Белинский
Слайд 7
Понятие «детская литература» включает в себя - как
круг детского чтения, так и литературные произведения, написанные специально
для детей.
«Детское чтение» – круг произведений, которые читаются детьми
В круг детского чтения входят:
1. Произведения устного народного творчества
2. Классическая литература (отечественная и зарубежная)
3. Современная литература (отечественная и зарубежная)
Слайд 8
Специфика детской литературы в России была обоснована в
статье Л.Толстого
«Кому у кого учиться писать, крестьянским
ребятам у
нас, или нам у крестьянских
ребят?»
1. Детская литература отдает предпочтение темам,
взятым из жизни своего читателя.
2. Язык детской литературы должен быть не просто
ярким, но и понятным ребенку.
Слайд 9
А.Барто
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его
не брошу –
Потому что он хороший.
Слайд 10
Генриетта Ляховская
Стать
Настоящим
Джинном
Вырастать –
Над кувшином
Вдруг огнём,
Становиться
Ловко в
нём
Уместиться
Чтобы мог малютка – джиннчик
Нужен маленький кувшинчик,
Беспокоится о
сыне:
Взрослый джин в большом кувшине
Чтобы что-нибудь понять,
Надо
Снизу вверх читать
Слайд 11
Покровская А.К. Основные течения в современной детской литературе
3)
Свои художественные средства изображения
действительности:
анимизм
антропоморфизм
алогизм
Вера в одушевлённость природы
Наделение
человеческими качествами животных, предметов, явлений
Нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики
Слайд 12
КУРИЦА
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила
мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда
управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споёт.
Слайд 13
В гостях
Мышь меня на чашку чая
Пригласила в новый
дом.
Долго в дом не мог войти я,
Все же влез
в него с трудом.
А теперь вы мне скажите:
Почему и отчего
Нет ни дома и ни чая,
Нет буквально ничего!
Даниил Хармс
Слайд 14
4) Художественные стихотворные приёмы
аллитерация
Дятел жил в дупле
пустом,
Дуб долбил как долотом.
(С.Маршак)
ассонанс
Август.
Алеет за лесом закат.
Алые аисты
к лесу летят
(В.Лунин)
повторение одних и тех же
согласных звуков
повторение одних и тех же гласных звуков
Слайд 16
6) Особый тип сюжетосложения
Мальчик Боб своей лошадке
Дал кусочек
шоколадки, —
А она закрыла рот,
Шоколадки не берет.
Как тут быть?
Подпрыгнул Бобик,
Сам себя вдруг хлопнул в лобик
И с комода у дверей
Тащит ножницы скорей.
Распорол брюшко лошадке,
Всунул ломтик шоколадки
И запел: «Не хочешь в рот,
Положу тебе в живот!»
Боб ушел играть в пятнашки,
А за полкой таракашки
Подсмотрели и гуськом
Вмиг к лошадке все бегом.
Подбежали к шоколадке
И лизнули: «Очень сладко!»
Пир горой — и в пять минут
Шоколадке был капут.
Вот приходит Боб с прогулки.
Таракашки шмыг к шкатулке, —
Боб к лошадке: «Съела... ай!
Завтра дам еще, — будь пай».
День за днем — так две недели
Мальчик Боб, вскочив с постели,
Клал в живот ей шоколад
И потом шел прыгать в сад.
Лошадь кушала, старалась,
Только кошка удивлялась:
«Отчего все таракашки
Растолстели, как барашки?»
Слайд 17
7) Особый тип героя
1. маленький, равный по возрасту
и по росту читателю, но удалой , сильный, спешащий
на помощь.
Это доблестный Ваня Васильчиков:
Он боец
Молодец,
Он герой,
Удалой:
Он без няни гуляет по улицам
(К. Чуковский Крокодил )
2. терпящий бедствие, нуждающийся в
помощи, защите, совете, сострадании.
И спинка болит,
И животик
Болеет родной Бегемотик
(С.Козлов Больной бегемотик )
Слайд 18
3. не существующий в
реальной действительности, не имеющий в
ней аналогов.
Это гном
Скрипаленок из одноименной сказки Н.Абрамцевой, домовенок
Кузька
в сказке Т.Александровой
4. герой-почемучка.
Он отличается жаждой
познания, задает множество неожиданных вопросов:
Алеша, герой произведения Б.Житкова Что я видел :
Я был
маленький и всех спрашивал: Почему? И меня за это
называли Почемучкой
Слайд 19
А.С. Пушкин написал всего лишь два произведения для
детей:
Душа моя, Павел,
Держись моих правил;
Люби то-то и то-то,
Не делай
того-то.
Кажись, тебе ясно.
Прощай, мой прекрасный.
А знаете ли вы?
Слайд 20
2. История появления литературы для детей
Первым произведением, адресованным
непосредственно детям, было
«Поучение»
Владимира Мономаха
1096 г.
Слайд 21
"Тура мя 2 метала нарозех и с
конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один
ногами топтал, а другый рогома бол; ...лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже".
"Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не умеешь, а тому ся не учить".
"Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите", - говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который "дома седя"
Слайд 22
1634 г.
Букварь Василия Бурцева
Слайд 23
1692 г. - «Лицевой букварь»
Кариона Истомина
Киты суть в
морях, кипарис на суше,
юный отверзай в разум твоя уши.
В
колесницу сядь, копием борися,
конем поезжай ключем отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
и кокошь в требу, и людем здорова.
Слайд 24
18 век – эпоха Просвещения
В России появляется переводная
литература византийских и западно-европейских
рыцарских романов.
«Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя они еще зелены».
«Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!»
Слайд 25
Конец 18 века
≪Детская библиотека≫ немецкого писателя-педагога Иоахима Генриха
Кампе в переводе А.С.Шишкова (рассказы из детской жизни).
Слайд 26
Появляется первый журнал для детей ≪Детское чтение для
сердца и разума≫ (1785-1789), который издает Н.И.Новиков.
Слайд 27
19 век
Начинается осмысление особенностей детской психологии
Слайд 28
20 век
Новый тип детской книги
Понимание мира ребенка.
Гендерные
особенности детской книги
Слайд 29
3. Устное народное творчество для детей и в
детском чтении.
Детский фольклор
вся совокупность разных видов словесных произведений,
известных детям и не входящих в репертуар взрослых
Слайд 30
Фольклор
Малые фольклорные жанры
календарный
поэзия пестования
игровой
юмористический
бытовой
Былины
Сказки
Слайд 31
Календарный
фольклор
заклички,
игровые песенки.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут
тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик, лей, лей.
На меня и
на людей!
А на Бабу-Ягу
Хоть по целому ведру!
небольшие песенки, сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Слайд 32
2. Поэзия пестования
колыбельные песни,
пестушки,
потешки
прибаутки.
Слайд 33
Колыбельные
Баю - баю -
баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали
гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания
и засыпания
Слайд 34
Пестушки
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ручки хватунюшеньки
короткий
стихотворный напев, назначение – развлечь ребенка в часы бодрствования.
Слайд 35
Потешки
Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились –
Кусь!
Короткое стихотворение, помогает осваивать ребёнку простейшие движения.
Слайд 36
Где пестушка, а где потешка?
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ,
топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ,
топ,
Топ, топ, топ, топ!
Чей нос? Макеев.
Куда едешь? В Киев.
Что везешь? Рожь.
Что возьмешь? Грош.
Что купишь? Калач.
С кем съешь? Один.
Не ешь один! Не ешь один!
Слайд 37
Прибаутка
-перевёртыш
Выбегла дубина
С мальчиком в руках.
А за ней тулупчик
С
бабой на плечах
англ. nonsense
бессмыслица, чепуха, нелепица
Слайд 38
«перевертыши -
умственная игра, остро необходимая в детской жизни,
так как
она учит детей находить правильное соотношение идей и
вещей ,
подводит к первоосновам юмора»
К.И.Чуковский
Слайд 39
Игровой фольклор
жеребьёвки
считалки
Слайд 40
Считалки
Считалка происходит от древнего запрета считать.
Ази двази,
Тризи
чизи,
Пятам латам,
Шума рума,
Дуба крест.
короткое рифмованное произведение, которое помогает
установить порядок
в игре
Слайд 41
благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде
по поводу игры.
считалки отчетливо ритмичны и динамичны.
упражнение в словотворчестве
отражение реальной жизни
Слайд 42
На златом крыльце сидели,
Друг на друга все глядели
Чебурашка,
Буратино,
Чиполлино и Мальвина,
Скрудж Мак Дак и покемон.
Кто не верит
выйди вон!
Слайд 43
Жеребьёвки
Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на
две команды
Несмотря на краткость, жеребьевки не лишены художественной ценности.
Золотое блюдечко или наливное яблочко?
Коня вороного или казака удалого?
Это предельно краткие, часто однострочные, рифмованные произведения, содержащие в себе вопрос.
Слайд 44
Юмористический фольклор
молчанки,
дразнилки,
мирилки,
страшилки
садистские стишки
Слайд 45
Молчанки
Подбор слов в молчанке таков, чтобы заставить нарушить
запрет.
Словесный текст молчанок комического содержания.
«Рыба-карась, игра началась»,
«Кто промолвит, тот и съест».
Слайд 46
Дразнилки
Остроумно и зло высмеивают человеческие недостатки,
Они часто
рифмованны.
В них много
сравнений, гипербол
Слайд 47
Лилечек-киселечек.
Ябеда-беда, тараканья еда.
Рыжий-рыжий, конопатый
убил дедушку лопатой ;
Ваня толстый,
Ваня жирный,
Ваня поезд
пассажирный .
Слайд 48
Страшилки
"Идет коза рогатая
За малыми
ребятами,
Кто кашку не ест,
Того - забодает!"
это устные прозаические произведения
условно-реалистической или фантастической направленности,
имеющие, как правило, установку на достоверность
Слайд 49
В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные
явления, мертвецы и пр.,
Цель - переживание высокой трагедии,
страха, но "не до смерти" и психологического катарсиса.
Слайд 50
Садистские стишки
Тщательно подготавливаемая трагическая развязка оборачивается комедийной ситуацией,
Персонажи всегда условны и безымянны. Характеры их не раскрываются,
а поступки не мотивируются.
Слайд 51
"Дети в подвале играли в гестапо.
Зверски
замучен слесарь Потапов",
или: "Девочка Света нашла пистолет,
Больше у Светы родителей нет",
или: "Мне мама в детстве выколола глазки,
Чтоб я варенье в шкафе не нашел.
Я не хожу в кино и не читаю сказки,
Зато я нюхаю и слышу хорошо!"
Слайд 52
«Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках,
кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных
норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса, свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия»
Слайд 53
Мирилки
Придуманы на возникающие конфликтные ситуации
«Мирись-мирись и больше не
дерись
Если будешь драться, я буду кусаться»
Слайд 54
Бытовой фольклор
Загадки
Пословицы
Поговорки
Слайд 55
Загадки
развивает в ребёнке догадливость, сообразительность.
Иносказание переносит предмет
в иную область.
Загадка указывает на особые свойства, присущие
загадываемому предмету.
Чёрная собачка свернувшись лежит :не лает, не кусает, в дом не пускает.
Слайд 56
Пословицы
Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых, которые
раскрываются как поручения.
Содержит мораль, выработанную поколением
Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда
Слайд 57
Поговорки
В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поручения.
Даёт выразительную эмоциональную оценку явлению.
Хуже горькой редьки,
Свалился как
снег на голову
широко распространённые образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление.
Слайд 58
Былины
героический эпос.
дают уроки служения родине, народу.