Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Семья
Родительская педагогика
Физическое и трудовое воспитание
Эстетическое и моральное воспитание
Вывод
Источники
Слайд 3
ВСТУПЛЕНИЕ
Термин «этнопедагогика» полнее и точнее определяет
содержание сущности науки, предметом которой является педагогическая культура рода,
племени, народности и нации.
Республика Саха (Якутия) – эта многонациональная республика Российской Федерации, в которой совместно проживают представители многих национальностей. Коренными жителями Якутии наряду с якутами являются эвены, эвенки, юкагири, чукчи и долганы. Они все имеют свои: обычаи, традиции, обряды, устные народные творчества и т.д.
В этой работе мы остановимся на особенностях воспитания детей у якутов.
Слайд 5
Вступление в брак и сегодня является
крайне важным моментом в жизни якутского общества. 68,9 %
уверены, что в семье находишь заботу и поддержку, любовь и сердечность. По достижении человеком определенного возраста общество ожидает от него создания семьи. В случае если этого не происходит, то это становится предметом беспокойства со стороны родителей и родственников.
Если в молодой семье ожидается появление ребенка вне законного брака, то это превращается в проблему для родственников с обеих сторон, в большинстве случаев они будут настаивать на законном оформлении брака.
В традиционные времена господствующей формой семьи являлась малая индивидуальная семья, средняя численность которой составляла 3–5 человек. Обычно такая семья состояла из двух поколений кровных родственников: родителей и детей. В то же время у якутов существовала и другая форма семьи – неразделенная, включающая три поколения родственников: стариков-родителей, их женатых сыновей и внуков (8–10 человек).
В большинстве случаев связь между родителями и их детьми в якутском обществе поддерживается на протяжении всей жизни. Более того, молодые семьи зачастую находятся в финансовой и материальной зависимости от своих родителей, которые оказывают поддержку детям так долго, насколько это будет возможно.
Слайд 6
Отдельно нужно остановиться на положении женщин
в якутском обществе. По мнению многих исследователей, женщины в
якутском обществе никогда не находились в подчиненном положении, для них не существовало каких-либо жестких предписаний по вопросу поведения в мужском коллективе. Якутка в традиционном обществе никогда не была рабыней мужчины, она воспринималась как партнер второго плана. Женщина – хозяйка дома – могла принимать гостей в отсутствие мужа, сидеть с ними за одним столом, участвовать в общественных праздниках и развлечениях. Муж, прежде чем принять решение по какому-нибудь хозяйственному вопросу, обязательно советовался со своей женой. Женщина должна была слушаться мужа, почитать его старших родственников, подчиняться и следовать традициям рода мужа.
В ходе интервью многие респонденты говорили о такой особенности якутской семьи, как опека над детьми. Респондент М.Р. Иванов отмечает: «Особенность якутской семьи, по-моему, это рождение ребенка. Мы очень сильно “трясемся” над ребенком, вплоть до его женитьбы и даже дальше, то есть мы опекаем его до самой старости». «Главное отличие якутской семьи – это то, что с детьми долго возятся, – отмечал респондент О.А. Романов. – Дети уже взрослые, но не могут оторваться от родителей, которые сильно их опекают и контролируют. А они привыкают и до старости зависят от своих родителей. По-моему, ни у одного народа нет такого».
Слайд 8
Одним из принципов семейной педагогики является:-
воспитание в реальной жизни. Ребенок как член семьи принимает
посильное участие во всех делах взрослых. Общаясь с людьми, природой, участвуя в труде, отдыхе, он приобретает необходимые жизни умения, навыки, формирует свои человеческие качества. В этом процессе происходит социализация его личности, все жизненно важное он приобретает в деятельности. Воспитание реальной жизнью – это, прежде всего, совместная жизнь детей и взрослых. Совместная деятельность младших и старших, неопытных и опытных представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и способ народного воспитания. Совместная деятельность детей и взрослых порождает и другие положения и традиции воспитания в народе. Среди них особое место занимает культ старших, родителей, предков.
Взрослые старались учитывать возраст и пол детей, вводили элементы состязательности, коллективные формы труда. Такой семейный разновозрастный коллектив выступал как прекрасный учитель и воспитатель. Особое внимание придавали воспитанию у детей и молодежи положительных нравственных качеств: трудолюбия, честности, совестливости, умения преодолевать трудности, дружелюбия сострадательности. Средствами воздействия на сознание и поведение детей служили загадки, пословицы и поговорки, сказки, легенды, тойук, олонхо.
Слайд 9
ФИЗИЧЕСКОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Слайд 10
Большую роль в воспитании играют коллективные
формы трудовой деятельности, носящие разновозрастную групповую и индивидуальную форму.
Якуты воспитывают у своих детей трудовую смекалку, находчивость и выносливость. Довольно рано дети приобретают навыки, связанные с производственной жизнью и семьи.
В начальный период трудовой подготовки дети оказывают посильную помощь семье по хозяйству, присматривают за младшими братьями и сестрами. В игровой деятельности детей присутствуют элементы труда. Это находит отражение в содержании игр, их трудовой направленности, способах и характере игрового взаимодействия его участников, распределении ролей охотников, животноводов и др. Игрушки, которые изготавливают сами дети, копируют предметы и средства труда. Игровая деятельность и детские игрушки характеризуются этническими особенностями и соответствуют специфической трудовой деятельности народа. Якутские дети делали деревянные игрушки, используя бересту, тальник, дерево. Это были макеты коров, быков, телят и лошадей. В процессе игры дети выполняли обязанности пастуха, дояра, телятника, «изготовляли» молоко, масло, кумыс.
Якуты высоко ценили и ценят чистоплотность, аккуратность в быту. Они говорят: чистая одежда тепла, грязная холодна.
Слайд 11
В систему воспитания мальчиков входят:
Выполнять комплекс упражнений и
вести соответствующий образ жизни.
Учиться охотиться.
В мае и октябре проводят
ритуал – спортивные состязания, на которых родители видят результат закаливания.
В мае проходит смотр для 17ти летних мальчиков, по 9 видам движения.
В систему воспитания девочек входят:
Декабрьские творческие вечера.
Мартовские праздники – смотры.
Отрабатывание 14ти типов красивой походки.
Утренняя дыхательная гимнастика.
Цель всех ритуалов, смотров и состязаний в психологической установке на взросление, продолжение рода, на передачу опыта и духовного багатства родного народа будущим поколениям.
Слайд 12
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Слайд 13
С давних пор трудящиеся якуты воспитывают
у детей высокие устойчивые волевые качества, формируют у них
сознание общественного долга перед коллективом, перед товарищами, перед народом. Они учат детей своевременно выполнять трудовые задания, критически оценивать свои проступки и, наконец, упорно преодолевать препятствия и трудности.
Якуты придавали и придают исключительно большое значение памяти, мышлению и сознанию. Они любят и ценят умных, рассудительных, умудренных жизненным опытом людей.
Одной из отличительных особенностей якутов издавна считается честность. Раньше якуты не знали замков. Амбары, юрты, ящики не запирались, и никто в них ничего не трогал.Если якут находил, какую нибудь вещь, он извещал об этом других.
У якутов, как и у других народов, господствует вежливая форма общения между людьми. Дети, вращаясь в среде взрослых и видя образцы общений между ними, с малых лет усваивают нормы культурного поведения.
Дети поощрялись за хорошее поведение, аккуратность и качественно выполнение поручений. Применялись следующие виды поощрения: устная похвала, устное поощрение в присутствии других детей. За нарушение применялось, как мера воздействия, наказание. Иногда детям указывались их промахи наедине или в присутствии родных и товарищей. Но, конечно, нельзя забывать, что некоторые менее сознательные родители прибегали и к физическому наказанию.
Слайд 14
В воспитании художественного вкуса и дарования
большую роль играет прикладное искусство. Якуты славятся как искусные
мастера – косторезы, а якутки – как вышивательницы. Якутский народ выработал свой стиль. Они различными узорами богато украшают одежды, коновязи, берестяную посуду, седла, рукоятку ножей и учат этому искусству своих детей. Исследователи неоднократно отмечали такую добрую традицию у якутов, как гостеприимство.
Познание окружающего мира приводит якутов к формированию определённых нравственных норм природосообразного поведения, которые оформляются в определённые кодексы нравственности. В них народ представил свой идеал совершенного человека - трудолюбивого, любящего родной край, отзывчивого, человечного и доброго, жизнерадостного. Особое внимание якуты уделяли формированию у детей трудолюбия, считая, что труд на Севере, в суровых условиях жизни, является источником существования человека и его благополучия. Поэтому с ранних лет детей учили качественно выполнять работу и доводить её до конца. Данные представления якутов нашли отражение в фольклоре. Например, существуют такие якутские поговорки и пословицы: «Труд кормит – лень заставляет плакать», «Поверхностная работа не приносит пользы», «Труд – спутник счастья» и др.
Слайд 15
ВЫВОД
У народа существует цельная этнопедагогическая система
воспитания детей, состоящая из основных понятий, целей, конкретных задач
и методов. Народная педагогика истинно национальна и одновременно индивидуальна.
Национальна в том отношении, что идеи, задачи, припцины и методы воспитания детей у любого народа, нации, этноса, малого племени идентичны по своей природе.
Индивидуальны, сообразны с природной действительностью средства воспитания детей, укоренившиеся, способствуюшие развитию личности ребенка и прогрессу нации.