Слайд 2
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему
возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе
общения со взрослыми. В то же время многие педагоги дошкольных учреждений сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.
В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Слайд 3
Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно,
в два этапа
Слайд 4
Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и
того же текста дает возможность показать детям роль интонации
в речи. Первый раз логопед или взрослый читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.
После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов.
Слайд 5
Интонационные компоненты речи
Слайд 6
Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том,
чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе
в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.
Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.
Слайд 7
Большую роль в развитии интонационной выразительности речи играют
стихотворные произведения, которые легки для восприятия и воспроизведения детьми
. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.
В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Слайд 8
Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это
произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том
числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Слайд 9
“Азбука настроений”
Для этого упражнения понадобятся картинки или игрушки
известных литературных героев, персонажей мультфильмов, фотопортреты самих детей в
разном эмоциональном состоянии. Дети составляют рассказы о том, как изображен на фото или иллюстрации. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует, переживает этот человек, и каковы возможные причины этих переживаний.
Детей просим по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д., можно также попросить детей рассказать случай из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.
Слайд 10
“Мимическая гимнастика”
Ребёнку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических
мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить
лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне всё равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щёки (лень, хочется дремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).
Слайд 11
Пантомимические этюды
Этюды на выражение различных эмоций способствуют осознанию
способов их адекватного проявления. Ребёнок учится выражать свои эмоции.
Освоив это, развив в себе такую способность, он одновременно осваивает и адекватные способы привлечения внимании к себе.
В этюде предлагается ситуация эмоционально пересказываемая детям. Например, “Встреча друзей”, “Два весёлых клоуна”, “Золушка на балу(после бала)”, “Солёный чай”, “Драчуны”.