Слайд 2
Музыка – это искусство, которое благотворно действует на
здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически.
Поэтому вопрос об использовании музыки как средства укрепления здоровья детей на занятиях в ДОУ актуален и своевремен.
Слайд 3
Актуальность
В настоящее время одной из актуальных проблем
среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в
частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Слайд 4
Особенности речи при дизартрии
Компоненты просодической стороны речи у
детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а
именно:
речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
речевой выдох ослаблен;
речь монотонна, маловыразительна;
темп речи замедленный или ускоренный;
ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
тембр чаще низкий.
Слайд 5
КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ предполагает комплексное воздействие, включающее такой метод,
как вокалотерапия.
ВОКАЛОТЕРАПИЯ (или лечение пением) – это терапевтическая методика,
основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.
Слайд 6
Немного истории…..
С древних времен людям известно, что звуки
могут обладать целительной силой, особенно те, которые произносятся собственным
голосом.
Положительное влияние голоса человека было замечено еще во времена Платона, он, готовя лекарственные снадобья пел, и считал, что таким образом повышает силу препарата.
Демокрит предлагал лечить хоровым пением некоторые психические заболевания.
В Древнем Египте пением лечили бессоницу. Китайская медицина также отмечала огромное влияние музыки на человека и приписывала ей способность восстанавливать гармонию с природой. В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определенные наборы звуков – мантры, которые до сих пор практикуются в йоге.
В.М.Бехтерев в начале прошлого века был основоположником комитета, который изучал вокально и музыкально-терапевтические эффекты. Было доказано, что вокалотерапия действительно улучшает состояние здоровья человека, положительным образом воздействуя на самые разные системы организма.
Музыкотерапевт С.В.Шушарджан со своими коллегами провели эксперименты по поводу того как вокалотерапия влияет на жизненно важные органы человека. Результат был потрясающим – волны звуковой вибрации положительно воздействовали на состояние органов и существенно снимали внутреннее напряжение человека. Именно Шушарджан впервые предложил термин «вокалотерапия», и по этой теме он защитил диссертацию.
Слайд 7
Цели и задачи
Нормализация мышечного тонуса (мышц гортани, мягкого
неба, губ, языка), развитие произвольных движений.
Развитие подвижности, моторики артикуляционного
аппарата.
Преодоление дефектов произношения.
Расширение диапазона звучания, модуляций: развитие силы голоса, высоты, тембра.
Координация процесса дыхания, формирование и развитие интонационно - мелодической и темпо-ритмической организации речи.
Автоматизация правильной фонации и просодических характеристик речи: звуковысотных, темпо-ритмических, регистровых, тембровых, динамических вокальными упражнениями.
Развитие слухового контроля, эмоционально - волевых качеств детей.
Слайд 8
Как проводить занятия
Упражнения для расслабления мышц шеи, лица
и всего тела (не больше 5 минут) -
физические
упражнения на растяжение, напряжение и последующее расслабление всех групп мышц.
2. Дыхательная гимнастика.
Упражнения для развития дыхания без звука («Вдох и выдох», «Мороз», упражнение с листком бумаги, пособия на ниточках, «Свечка»).
Звуковые дыхательные упражнения («Воздушный шар», «Комарик», «Жук», проговаривание скороговорок, предложений на одном дыхании, произнесение текста активным шепотом).
Дыхательные упражнения под музыку
(упражнения с движениями).
Слайд 9
3. Далее следуют вокальные упражнения.
Основные приемы:
«Тонирование» - напевание
длинных гласных звуков
Используется для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма
дыхания. Тонируют на удобной для детей ноте.
Каждый звук имеет свое воздействие на органы и системы.
Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление
Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.
Звук «о-о-о» - средство мгновенной настройки организма.
Звук «у-у-у» воздействует на дыхание, почки.
Звук «э-э-э» улучшает работу головного мозга.
Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание;
Для старших дошкольников используют
изображения гласных звуков
(«Звуковая дорожка»).
Слайд 10
Пропевание звукосочетаний:
Для старших дошкольников применяют пособие «Поющие часы».
Дети называют слог и поют распевку.
Мелодию педагог выбирает
произвольно.
Логопедические распевки –
пропевание чистоговорок
и попевок.
Исполнение
песен
Слайд 11
Игры на РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА голоса
«ЧУДО-ЛЕСЕНКА»
Ход игры. Каждую последующую
фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: Шаг-на-го-ры, Шаг-на-ту-чи...
А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!
«САМОЛЕТ»
Ход игры. В правой руке дети держат (воображаемый) игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком АААА... или 3333... Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЙ
Движение мелодии вверх
Пение мелодии на одном
высоком звуке
Движение мелодии вниз
Слайд 12
РАЗВИТИЕ ДИНАМИКИ ГОЛОСА:
ИГРЫ С ЛАДОШКАМИ.
Дети держат руки
перед грудью, развернув ладони навстречу друг другу, начинают петь
любой гласный звук. Когда руки разводят в стороны – звук усиливается, приближают – затихает, прижимают ладони друг к другу – замолкают.
ИГРА «ЭХО».
Выбирают несколько детей, которые будут «эхом». Все дети поют фразу, попевку, чистоговорку громко, а «эхо» повторяет тихо.
ИГРА «МОРСКОЙ ПРИЛИВ И ОТЛИВ».
Дети тянут на одном звуке гласный, педагог показывает силу звука, поднимая и опуская руки («море спокойно», «море волнуется»).
Слайд 13
РАБОТА НАД РИТМОМ
ПРОХЛОПЫВАНИЕ (протопывание) РИТМА попевок ладошками, ногами,
палочками.
УЗНАВАНИЕ попевок по отстукиванию ритма педагогом и пропевание их.
РИТМИЧЕСКИЙ
АККОМПАНЕМЕНТ.
Часть группы поет песню, остальные дети сопровождают их пение ритмическим аккомпанементов звуковых жестов (хлопки в ладоши, шлепки по коленам).
Слайд 14
4. Следующий этап –
творческое задание.
Здесь возможна работа над вокальным, поэтическим или художественным произведением, небольшая театральная постановка.
Слайд 15
Требования при проведении занятий вокалотерапией
Важно, чтобы все отделы
голосового аппарата работали без напряжения и насилия.
Музыкальные упражнения, песни
должны строиться на коротких певческих фразах, иметь несложный ритм, не быстрый темп, легко запоминаться.
Вокальная постановка: стоя.
Подбор вокальных упражнений проводится индивидуально с учетом возраста, в зависимости от формы дизартрии, тяжести и всего симптомокомплекса нарушений.
В работе над пением важно обеспечить естественность и доступность речевого материала для ребенка - дизартрика.
Разучивание песни следует начинать в медленном темпе, постепенно приближаясь к темпу разговорной речи.
Работа проходит над одной песней, а не над несколькими одновременно.
Занятия вокалотерапией следует проводить не более 15 минут.
Слайд 16
Литература:
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие
для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М; АСТ:
Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319, с.: ил.- (Высшая школа).
Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.
Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО,2005.- 176с.
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб., 1999.
Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., 2012
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.