Слайд 2
Конфликтология - наука
о закономерностях возникновения, развития, завершения конфлик-тов, а также принципах,
способах и приемах их конструктивного регулирования. О ее необходи-мости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной си-туации, эволюционируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию.
Слайд 3
«Есть все основания считать внутривидовую агрессию
наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях
культурно-исторического и технического разви-тия.»
К.Лоренц
Слайд 4
Однако мы не должны
забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит
принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию.
История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации
исчисляется тысячелетиями. Конфликт – постоянный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Вспомним обыч-ный семейный конфликт. На определенном этапе мы забываем о его причинах, и желание победить в споре трансформируется в желание просто победить. Когда страсти накаляются, уже не важно, в чем причина спора - важно выиграть его. Но спор - цивилизованная форма конфликта, далеко отошедшая уже от поведения животных. А вот драки, выяснения отношений между группировками, вооруженные столкновения - это уже гораздо больше напоминает животное "стая на стаю". И чем дальше в глубь времен мы посмотрим, тем в менее завуалированной форме предстанет перед нами это животное свойство человека, этот социологизированный, но, по сути, чисто биологический механизм.
Слайд 6
Из известных сегодня материалов
древнейшие исследования рассматриваемого вопроса отно-сятся к VII-VI вв. до
н.э. Конфликт лежит в основе построения философской системы Китая, в которой провозглашается постоянное проти-воборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, приводящее, в свою очередь, к конфронтации их носителей. Но гораздо раньше - в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содер-жатся уже десятки способов разрешения конф-ликтных ситуаций.
Слайд 7
Позднее конфликтологические вопросы
обсуждались древнегреческими философами. В их взглядах по этой проблеме
не наблюдалось единства. Некоторые считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки. Такого принципа придерживались Анаксимандр (ок. 610 - 547 до н.э.), Гераклит (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Последнему принадлежат следующие изречения:
«Следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости»
«В рождающемся соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу»
Слайд 8
Отрицательно оценивали
конфликты (в основном социальные, чаще - войны) философы Платон
(ок. 428-348 до н.э.), Геродот (ок. 490-425 до н.э.). Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Отрицательные мысли о войне высказывал Эпикур.
Цицерон же (106-43 до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».
Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-430) в работе «О граде божьем» высказался вполне современно: «...Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям». Тем самым философ определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать.
Слайд 9
В Средние века
Тамаш Аквинский (1225-1274) выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции»,
т.е. санкции государства для ведения войны. И все же насилие для него - всегда грех.
Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Никколо Макиавелли (1469-1527) в трактате «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека.
Эразм Роттердамский (1469-1536) справедливо, видимо, отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается и втягивает в свою орбиту все новые жертвы.
Слайд 10
Мишель Монтень в
своих опытах обращался к изучению внутриличностного конфликта и указывал
на важность выхода накопившейся в процессе раздражения внутренней энергии, поскольку «страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей не достает настоящих».
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые представил анализ системы причин социальных конфликтов.
Томас Гоббс (1588-1679) в «Левиафане» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми. А это порождает соперничество, способное перерасти в открытый конфликт.
время Жан Жак Руссо (1712-1778) предложил хорошо известную вам
теорию общественного договора, суть которой заключалась в предположении о том, что люди в состоянии договориться не предпринимать агрессивных действий друг против друга.
Конфликт как многоуровневое социальное явление был проанализирован в работе Адама Смита (1723-1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». Естественно в этой работе рассматриваются социальные конфликты, причина которых, с точки зрения автора, кроется в классовой дискриминации.
Эммануил Кант (1724-1804) считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... Последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено».
Георг Гегель (1770 - 1831) усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса.