Слайд 2
Основные понятия
Иллюстрация книжная – самостоятельное сложное искусство.
Выполняется
пером, карандашом, акварелью, в технике гравюры, литографии и пр.
Слайд 3
Иллюстрация –
изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее
или дополняющее какой-либо текст;
пример, поясняющий что-либо для наглядного и
убедительного объяснения.
Слайд 4
Иллюстрация –
визуальное средство обучения, компонент содержания учебника
или урока, средство наглядности (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и
т.п.), поясняющие или дополняющие какой-либо текст…
визуальное средство обучения, поясняющее или дополняющее какой-либо текст…
Слайд 5
Иллюстрация (или фотография) – неподвижное (статичное) реалистическое изображение
объекта, основная дидактическая функция которой – формирование наглядных представлений.
В
обучении используется при изучении уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектов (портрет исторического лица, события, природного явления).
Слайд 6
Иллюстративный материал – цветное или черно-белое изображение, которое
специфическими, только ему присущими средствами, находясь в тесном взаимодействии
с другими структурными компонентами, реализует научно-педагогические и дидактические принципы, заложенные в учебнике.
Слайд 7
Дидактическая функция наглядности – расширение чувственного опыта.
В
этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные
объекты и изображения, их копирующие.
Дидактическая функция наглядности – раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений.
В этом случае возникает необходимость в соответствующих иллюстративных средствах: рисунках, схемах, фотографиях, таблицах и др.
Слайд 8
Основные дидактические функции учебных иллюстраций
Иллюстрация может работать как
пояснение текста.
Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрывать содержание
учебного материала.
Иллюстрация призвана помочь выразить смысл, компенсировать то, что трудно выразить словами.
Слайд 9
Основные дидактические функции учебных иллюстраций
Иллюстрация может помочь ученику
понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.
Иллюстрация должна воспитывать
позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, ее святыням.
Слайд 10
Учебные иллюстрации позволяют решать задачи:
развивать у учащихся наглядно-образное
мышление;
понимать и запоминать теоретические сведения;
раскрывать познавательные и воспитательные функции
текста;
помогать осваивать практические навыки.
Слайд 11
Книжные иллюстрации, являющиеся произведениями изобразительного искусства
способствуют развитию коммуникативных
умений, совершенствованию речи школьников;
раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;
усиливают познавательные
и воспитательные функции текста.
Слайд 12
Выбор вида (типа) иллюстраций определяется:
содержанием учебного материала;
доминирующими образовательными
целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;
необходимостью использования научно-обоснованной системы
заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;
психологическими особенностями восприятия иллюстраций.
Слайд 13
Требования к иллюстрациям
в учебнике
информационная насыщенность;
подписи к иллюстрациям
должны выполнять информационную и дидактическую функции;
иллюстрации должны быть объектом
целенаправленного рассмотрения, анализа, что предполагает специальные вопросы и задания к ним (рядом с ними или в конце параграфа).
Слайд 14
Классификация ведущих иллюстративных материалов
I иллюстративный модуль – ресурсы
реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и
др.;
II иллюстративный модуль – ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и т.д.;
III иллюстративный модуль – деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы.
Слайд 15
Отличительные возможности каждого вида (типа) иллюстраций
Таблицы дают педагогу
возможность:
- организовать как фронтальную работу с классом, так и
индивидуальную деятельность учащихся;
обеспечить длительный показ информации;
облегчить возвращение к ранее пройденному и продемонстрировать перспективу в изучении материала;
систематизировать, обобщать ранее изученное.
Слайд 16
Фотоколлажи помогают создать определенные речевые ситуации.
Фотографии позволяют:
отражать характерные
черты повседневности той или иной исторической эпохи;
показывать важнейшие исторические
события и исторических деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях.
Слайд 17
Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют
кругозор учащихся.
Рисунки-схемы юмористического характера развивают образное мышление, придают характер
неравнодушного отношения к изучаемой теории.
Слайд 18
Механизмы восприятия
Идентификация (способность понимать, отождествляя себя с объектом).
Рефлексия
(способность понимать через самопознание субъектом внутренних психических актов и
состояний).
Эмпатия (способность понимать путем эмоционального сопереживания и сочувствия).
Стереотипизация (восприятие и оценка объекта путем распространения на него обобщенных характеристик).
Слайд 19
Параметры понимания
Полнота понимания предполагает максимальное выявление содержания усваиваемого
объема информации и определяется как отношение понятых человеком моментов,
связей, отношений между ними ко всем имеющимся в объекте понимания таким элементам и связям.
Полное непонимание,
частичное понимание, полное понимание.
Слайд 20
Глубина понимания характеризуется степенью проникновения в сущность воспринимаемого.
Обычно
связывают с пониманием законов, принципов, правил, мыслей, афоризмов, т.е.
с тем, что может иметь глубокий смысл.
Отчетливость понимания – степень осмысления свойств, связей и отношений воспринимаемого объекта.
Слайд 21
Обоснованность понимания – осознание оснований, которые обусловливают уверенность
в правильности понимания.
Эти основания уверенности формируются комплексом аргументов, которые
человек использует для доказательства собственных гипотез в ходе процесса понимания.
Слайд 22
Компоненты восприятия и оценки художественного произведения:
первичное восприятие;
эмоциональная окраска
первичного восприятия;
анализ сюжета и образ первичного понимания произведения;
анализ изобразительно-выразительных
средств, использованных автором произведения;
восприятие и анализ символического ряда;
Слайд 23
позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель»
– «герой произведения» – «герой эпохи» – «дополнительный персонаж»
и т.д.;
создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов произведения;
соотнесение воспринятого в пространстве произведения с собственным опытом, воспоминаниями;
осознание личностного смысла произведения;
выработка оценочного суждения.
Слайд 24
Три аспекта художественного восприятия ребенка
Познавательный – обеспечивается эрудицией
ребенка и связан с усвоением информации об искусстве.
Чувственный –
определяется эмоциональной отзывчивостью, чувством формы и структуры произведения в их совокупности с содержанием.
Нравственно-волевой (аффективный) – связан с сопереживанием явлению искусства в его целостности.
Слайд 25
Условия, при которых создается ситуация общения с искусством
Спонтанность
восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников.
Информативность.
Фасцинация (очарование партнера).
Слайд 26
Методы формирования личностного смысла произведения искусства
Выявление ценностных приоритетов
эпохи.
Анализ духовно-нравственной позиции автора.
Ассоциативное соотнесение художественного образа с жизненной
ситуацией, позицией личности.
Сопоставление художественных образов разных видов искусства по принципу сходства и различия ценностных установок.
Слайд 27
Личностный смысл формируется также при условиях:
ассоциативности соотнесения воспринятого
художественного образа с другими ценностями художественной культуры;
ассоциативности соотнесения воспринятого
художественного образа с теми установками, которые сложились у человека в жизни, с его духовно-нравственными идеалами;
Слайд 28
формирования умений оценивать не только художественный текст, но
и свою внутреннюю позицию, свое отношение к его содержанию.
То,
что личностно значимо, не может быть отторгнуто.