Слайд 2
ОБУЧЕНИЕ ПЕНИЮ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ.
Пение сопровождает
жизнь ребенка с самого раннего возраста.
Слайд 3
Первый год жизни.
Задачи музыкального воспитания
по пению,
слушанию
музыки
музыкально-ритмическому движению
для этого возраста
не разграничиваются
Слайд 4
Второй год жизни.
Ребенок второго года жизни
эмоционально
отзывчив;
у него появляются простейшие певческие интонации,
он может
пропевать отдельные слоги.
Слайд 5
Задачи по обучению пению во второй группе раннего
возраста следующие:
приучить прислушиваться к мелодии и словам песни, узнавать
их;
побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова;
развивать первоначальные певческие реакции.
Слайд 6
Третий год жизни.
У детей этого года жизни
уже есть небольшой музыкальный опыт, они знают несколько музыкальных
произведений - радуются, когда их слышат.
Так как мышление детей конкретно, они воспринимают музыку образно — считают, что она про кого-то или про что-то рассказывает. Поэтому слушание песен часто сопровождается показом игрушки.
Ребенок этого возраста пробует подпевать отдельные слова и слоги при пении педагога.
Слайд 7
Задачи по обучению пению в 1 младшей группе
:
развивать певческие интонации;
подпевать отдельные слоги и слова песни, подражать
воспитателю;
привлекать внимание к содержанию песен, создавать эмоциональный интерес к пению.
Слайд 8
Четвертый год жизни.
По сравнению с предыдущей группой
дети этого возраста более работоспособны.
Запас слов у них увеличивается,
но еще не все звуки они произносят чисто.
Слуховое внимание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни.
Певческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто.
Слайд 9
Пятый год жизни.
Внимание детей этого возраста становится
более устойчивым.
Совершенствуется зрительное и слуховое восприятие.
Увеличивается запас слов,
речь становится более связной и последовательной. Повышается способность откликаться на содержание песни.
Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации.
Музыкальный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрастают певческие возможности детей. Дыхание становится более глубоким и продолжительным.
Слайд 10
задачи по обучению пению в средней группе следующие:
учить
детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения;
петь протяжно, брать
дыхание между короткими музыкальными фразами;
произносить слова внятно, правильно;
учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, прислушиваться к голосам других детей;
петь в сопровождении инструмента и без него.
Слайд 11
Шестой год жизни.
В этом возрасте дети уже
имеют определенный музыкальный опыт.
Появляются элементы творчества в пении,
музыкальных играх, плясках.
Развивается способность анализировать песни и инструментальные музыкальные произведения.
Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон.
Слайд 12
Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет следующие
задачи:
приучает детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком,
плавно;
приучает брать дыхание между музыкальными фразами;
продолжает учить отчетливо произносить слова;
учит одновременно начинать и заканчивать песню, выразительно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с сопровождением;
учит петь хором и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы;
побуждает вспоминать и петь ранее выученные песни; отличать на слух интонационно точное и фальшивое пение,
сохранять во время пения правильную позу - сидеть прямо со свободным положением головы и корпуса.
Слайд 13
Седьмой год жизни.
У детей этого года развиты
музыкальный вкус и восприимчивость к оттенкам музыкальной выразительности.
Ребенок
может различать направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении.
Песенный репертуар для детей этого возраста становится очень разнообразным по тематике, ярким и красочным по средствам выразительности.
Возрастают певческие возможности детей.
Диапазон песен расширяется от до первой до ре второй октавы.
Слайд 14
в подготовительной к школе группе детей обучают:
выразительному пению:
звонкости, напевности, легкости звучания;
правильному дыханию, удержанию его до конца
фраз;
отчетливости дикции;
всем правилам ансамблевого пения;
дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без него;
различению движения мелодии вверх и вниз, долгих и коротких звуков; детей знакомят с названием нот, объясняют принципы их размещения на нотоносце;
импровизация звукоподражаний («ау», «ку-ку») и попевок на основе хорошо усвоенных певческих навыков;
коллективному и индивидуальному пению с сохранением правильной осанки.
Особенное внимание следует обратить на охрану детских голосов - предостерегать детей от громкого и длительного пения, от увлечения песнями из репертуара взрослых.
Слайд 15
Методика работы в основном направлена на то,
чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность,
инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения.
Песни поются всей группой, подгруппами, индивидуально, по ролям, по музыкальным фразам, по куплетам поочередно, каждой подкупной и т. д.
Добиваясь интонационно и ритмически точного исполнения мелодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фразы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки.
В процессе обучения применяет дирижерские жесты.
Слайд 16
ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ
Слайд 18
Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных
произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение.
Слушая и
исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом.
Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни.
Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано.
Слайд 19
Ребенок не раз обращал внимание на сезонные изменения
в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние
закаты.
Слушая песню Т. Попатенко на слова Н. Найденовой «Листья золотые», дети вспоминают листопад, дорожки, покрытые золотым ковром, букеты из желтых, красных листочков, принесенные в детский сад.
Слайд 20
Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на
основе интонаций, взятых из окружающей жизни.
С особым удовольствием
они прислушиваются в мелодии к хорошо знакомым им интонациям кукования кукушки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающие щебет птиц.
Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Дети спрашивают синичку, где она была, а синичка им отвечает.
Слайд 21
Дети любят песни, в которых слышат имитации звучания
знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных.
Например, в песне М.
Красева «Петя-барабанщик» есть отдельные фрагменты, где слышен бой барабана.
Слайд 22
Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций.
Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него
эмоционально положительное отношение к действительности.
Слайд 23
Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике,
включать песни о природе,
труде детей,
детском саде,
школе,
временах года;
шуточные,
игровые,
праздничные,
песни на общественную тематику.
Слайд 24
Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны
быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста.
Мелодии песен
должны быть простые, ярки и разнообразные по характеру.
Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.
Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду.
Слайд 25
При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего,
воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь
к Родине, природе, родителям, детскому саду и т. д.
Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни.
Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей.
Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей.
Слайд 26
Песни должны отвечать дидактическим требованиям:
доступности, систематичности и последовательности,
сознательности, активности.
А именно: постепенное усложнение песен должно идти
от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре.
Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.
Слайд 27
При выборе песен надо исходить из:
плана педагогической работы;
интересов
детей, которыми они живут в данное время;
доступности детскому восприятию
выраженных в песне чувств.