Слайд 2
Темирболат Мамсуров.
Первый осетинский поэт. Творчество Мамсурова отражало пессимистические
переживания переселенцев алдаров, не ужившихся на чужбине, осознавших неудачу
этого переселения. В его произведениях сильны элементы национализма и религиозности. В отношении формы он близок к народной поэзии.
Слайд 3
Усни, поспи, пока твою
Не ранят душу горести,
А я
тружусь, всю кровь пролью,
Чтоб рос, не беспокоясь, ты.
Без родины,
без матери,
Не знаешь, в чьем жилище мы.
Кто нас поймет! Утратили
Мы все и стали нищими.
А родина разрознена,
Там – спор из-за религии,
Гнет царский, и злокозненны
Раздоры превеликие.
Сумей вступить в сражение
За веру и обычаи,
Избрав не унижение,
А подвига величие!
Будь с детства чужд турецкого*,
Ведь кровь в тебе кавказская.
А мы... Взыскать уж не с кого,
Мы загнаны, затасканы.
Слайд 4
Блашка Гуржибеков
Блашка Гуржибеков являлся первым дигорским поэтом. Основные
мотивы его творчества: монархизм, верность царской колониальной политике на Кавказе,
православию и осетинским народным верованиям и традициям. В отношении формы Блашка Гуржибеков был под сильным влиянием устного народного творчества.
Слайд 5
КОСТА
Кто не чтит твое имя и дело,
Кто душой
к твоим песням остыл?
Кто с народом еще так умело
На
его языке говорил?
Долго мучились души и руки
Под ярмом и невзгод, и тревог.
Только ты, оценив наши муки,
Свет надежды во мраке зажег.
Нам твой вещий фандыр – словно солнце,
В нем душа, как в ребенке, чиста.
Твое имя, что славят иронцы,
Повторяют дигорцев уста.
Пусть лицо твое нам не знакомо,
Слово правды до нас ты донес, –
С благодарностью отчего дома
Говорит тебе родина: «Боз!»1
Слайд 6
Сека Гадиев.
Сека Гадиев (1865—1915) занимает в осетинской литературе
своеобразное место. Выходец из горской бедняцкой семьи, поэт-самоучка, он
более тридцати лет был псаломщиком. Симпатии Сека Гадиева — на стороне горской бедноты: он бичевал феодалов, угнетавших бедноту, но не призывал к борьбе. Наоборот, поэт настроен христиански. Он — националист, активный миссионер православия. Действие большинства произведений Гадиева разворачиваются в сёлах Южной Осетии.
Слайд 7
РОДИНА
Скалы овеяны льдами вершин.
Скалы стоят на
ладонях долин.
Север на Юг загляделся в упор.
Лапы
титанов — подножия гор
Черные о гор упадают ручьи.
Скалы сложили нам песни свои.
Волнами черными издалека
С Черного моря идут облака.
Дали заставлены Черной горой.
Залиты долы ненастною мглой.
Жалобу шепчет, слетевшую с уст,
Тихим ветрам можжевеловый куст.
Слайд 8
Георгий Цаголов
Весьма значительную эволюцию проделал в своём творчестве
Георгий Цаголов. В осетинской литературе Цаголов первый художественно изобразил
новый тип осетинского кулака, являвшегося опорой царской администрации в угнетении и эксплуатации трудящихся Осетии. Необходимо отметить, что Цаголов писал преимущественно на русском языке и был под сильным влиянием русских поэтов, в особенности Некрасова и украинского поэта Шевченко. При советской власти он переводил на русский язык произведения осетинских писателей, был известен как талантливый публицист.
Слайд 9
НОЧЬЮ В ГОРАХ
Эта тихая, ясная, чудная ночь...
Этих звезд изумрудное море...
И зовущая в высь мироздания
мощь
В синем, синем бездонном просторе...
Серебристых титанов задумчивый ряд...
Рев глухой и сердитый потока
И разлитый вокруг, где б ни кинул ты взгляд,
Нежный сумрак... глубокий... глубокий...
Все земное забыто... все грязь, суета...
Полон дух неземных наслаждений...
Это ты здесь живешь и царишь, красота!..
Это – ты, колыбель вдохновенья!..
Слайд 10
Коста Хетагуров
Коста Хетагуров — остаётся самым популярным осетинским
писателем. Основные мотивы творчества Коста Хетагурова — протест против административного
произвола, призыв к единению осетин без различия классов. Поэт сочувственно изображал жизнь горской бедноты. Произведения Хетагурова, разоблачающие произвол самодержавия, имели в своё время «революционизирующее значение».