Слайд 2
Василий Гроссман
(1905-1964 гг.)
Гроссман Василий Семенович
(настоящее имя – Гроссман Иосиф Соломонович), прозаик, драматург.
Во время
Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда». Василий Семенович Гроссман бывал не только в дивизиях, но и в полках, на передовой. Пройдя вместе с армией путь до Берлина, опубликовал серию очерков о борьбе народа с фашистскими захватчиками.
Слайд 3
В галерее образов, созданных Гроссманом в очерках, два
воина, с которыми писатель встретился во время Сталинградской битвы,
были живым воплощением самых существенных, самых дорогих ему черт народного характера.
Это 20-летний снайпер Чехов, который «жалел бить по живому», «ставший железной, жестокой и святой логикой Отечественной войны страшным человеком, мстителем». И сапер Власов с «жуткой, как эшафот» волжской переправы: «Часто бывает, что один человек воплощает в себе все особенные черты большого дела, большой работы, что события его жизни, его черты характера выражают собой
характер целой эпохи. И конечно, именно
сержант Власов<…> — и есть выразитель
суровой и будничной героичности
сталинградской переправы» («Власов»).
Слайд 4
Ключевое у Гроссмана слово, ключевое понятие, объясняющее силу
народного сопротивления, — свобода. «Нельзя сломить воли народа к
свободе», — пишет он в очерке «Волга — Сталинград», называя Волгу «рекой русской свободы».
Слайд 5
В 1942 г. в "Красной звезде" была напечатана
повесть "Народ бессмертен" – одно из самых удачных произведений
о событиях войны.
Сюжет опирается на конкретные факты.
Попавшие в окружение наши части в жестоком бою, неся тяжелые потери, прорывают вражеское кольцо. Ho этот локальный эпизод рассматривается автором с оглядкой на толстовскую «Войну и мир», раздвигается, расширяется, повесть приобретает черты мини-эпоса.
Слайд 6
Действие переносится из штаба фронта в старинный город,
на который обрушилась вражеская авиация, с поля боя —
в захваченное фашистами село, с фронтовой дороги — в расположение немецких войск. Повесть густо населена: наши бойцы и командиры, немецкие офицеры и солдаты, горожане и украинские колхозники — и патриотически настроенные, и готовые стать прислужниками захватчиков. Все это продиктовано «мыслью народной», которая в повести «Народ бессмертен» выдвинута на первый план.
«Пусть не будет слова величавей и святей, чем слово „народ“!» — пишет Гроссман. He случайно главными героями своей повести он сделал не кадровых военных, а людей штатских. Они — многозначительная деталь, — призванные в армию в один и тот же день, символизируют единство народа перед лицом фашистского нашествия.
Слайд 7
Андрей Платонович Платонов
(настоящая фамилия Климе́нтов)
1899 - 1951
— русский советский
писатель, драматург, поэт, публицист.
В годы войны работал военным
корреспондентом.
Слайд 8
В годы войны Платонов пишет очерки и рассказы о героизме
«одухотворенных людей», глубоко раскрывает сущность фашистской идеологии.
«Одухотворенные люди» —
так называется один из самых известных очерков-рассказов Андрея Платонова.
Война с фашизмом и предстает в произведениях Платонова как сражение «одухотворенных людей» с «неодушевленным врагом» (это название другого платоновского очерка-рассказа), как борьба добра и зла, созидания и разрушения, света и мрака.
Слайд 9
Платонов об одном из своих героев пишет: «Он
знал, что война, как и мир, одухотворяется счастьем и
в ней есть радость, и он сам испытывал радость войны, счастье уничтожения зла, и еще испытывает их, и ради того он живет на войне и другие люди живут» («Офицер и солдат»).
Слайд 10
Образ жизни современников неизменно присутствует в произведениях Платонова,
но главная цель автора — показать, что война идет
«ради жизни на земле», за право жить, дышать, растить детей. Враг посягнул на существование нашего народа — вот что диктует Платонову общечеловеческий масштаб. На это ориентирован и его стиль, в котором слились: фольклорный метафоризм, гиперболы, восходящие к сказочному повествованию, и психологизм, чуждый сказке, символика и просторечие.
Слайд 11
Алексей Николаевич Толстой
(1883 — 1945),
прозаик, драматург.
Во время Великой Отечественной войны
часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны.
Слайд 12
В центре внимания Алексея Толстого — патриотические и
ратные традиции русского народа, которые должны служить опорой, духовным
фундаментом сопротивления фашистским захватчикам. И сражающиеся против гитлеровских полчищ советские воины для него прямые наследники тех, кто, защищал землю русскую с времён Суворова («Что мы защищаем»).
Слайд 13
Постоянное обращение Толстого к истории отзывается в стиле
торжественной лексикой, писатель широко использует не только архаизмы, но
и просторечие — вспомним знаменитое толстовское: «Ничего, мы сдюжим!»