Слайд 2
Инновационные технологии
система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных
средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт
динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Слайд 3
Синквейн
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк»,
пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна
правая строка – одно
слово, обычно существительное, отражающее главную идею
вторая строка – два слова - прилагательные, описывающие основную мысль
третья строка – три слова - глаголы, описывающие действия в рамках темы
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая личное отношение к теме
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы, указывающее на то, частью какого множества или семьи слов является главное слово. (может быть одно слово)
Слайд 4
Примеры дидактических синквейнов
Снег.
Белый, пушистый, волшебный
Падает, искрится, тает
Я люблю
мграть в снежки.
Зима. (Зимнее явление природы. Зимний вид осадков.
Состояние воды.)
Новый год.
Радостный, долгожданный.
Приходит, веселит, радует.
Я люблю этот праздник.
Подарки.
Мама.
Умная, красивая, добрая.
Читает, вяжет, готовит, убирает.
Любит меня и папу.
Семья.
Зима.
Снежная, холодная.
Морозит, заметает, восхищает.
Серебристым снегом укрывает землю.
Волшебница.
Слайд 5
Мнемотехника
в переводе с греческого - «искусство запоминания»
система методов
и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,
знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.
Мнемотаблицы используют:
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при разучивании стихотворений
Слайд 8
Составление загадок
Она белая, как снег, но это не
снег.
Она трудиться, как мама, но это мама.
Она гудит как
поезд, но это не поезд.
Она крутит как мельница, но это не мельница.
Она похожа на шкаф, но это не шкаф.
Слайд 9
Игры для развития воображения, творческого мышления , связной
речи
Логический поезд
Необычный предмет
Слайд 10
Теория Решения изобретательских задач
Система развития творческого воображения разработана
Г. Альтшуллером
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются:
формирование связной
речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Слайд 11
Если вы хотите, чтоб человек уже в детстве
умел выражать свои мысли о тончайших оттенках окружающего мира,
человеческих чувств и стремлений, если вы хотите чтоб слово для него было не заученными звуками, а живым выражением самого себя, умейте выбрать слова, которые заставили бы человека глубоко переживать своё отношение к тому, о чём он знает, слышит, думает.
В. Сухомлинский
Слайд 12
Основные задачи использования технологии ТРИЗ в логопедической работе
обогащение
и активизация словаря, развитие связной речи
развитие всех психических функций:
памяти, внимания, мышления, воображения
формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи
формирование в ребенке активной творческой позиции
развитие познавательной активности
Слайд 13
Дидактические принципы ТРИЗ
Принцип свободы выбора – в
любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Слайд 14
Подготовительные игры
«На что похоже?»
«Дорисуй»
«Хорошо – плохо» или «Черное
и белое» (укол, конфета, зима…перчисление положительных и отрицательных качеств)
«Наоборот»
или «Перевёртыши» (слова-антонимы)
«Да-нет» или «Угадай, что я загадала» (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов (решение проблеммых ситуаций)
Игры с противоречиями
Идёт дождь. Какие положительные и отрицательные стороны этого явления?
Слайд 15
Приёмы решения триз-задач
графическая аналогия – умение
обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив
из них общие признаки
Синектика или метод аналогий (эмпатия) – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо
мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи
морфологический анализ – умение создавать образ героя, объекта, анализируя информацию о нём по основным кретериям
каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия на основе вопросов педагога
метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.
Слайд 16
Педагогический поиск
Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать
перед ним истину, он должен учить ее находить. Если
ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Слайд 17
Метод фокальных объектов МФО
МФО - это перенесение
свойств одного объекта или нескольких на другой.
Совершенный объект –
пакет
Случайные объекты – лиса, зеркало, подушка
Новые сочетания – рыжий пакет (красиво), зеркальный пакет (вместо зеркала), мягкий пакет (замена подушки)
Слайд 18
Совершенствуемый объект: стул
Случайные объекты: елка, олень, фонарь
Характерные свойства или признаки
случайных объектов
Елка: колючая
Олень: рогатый
Фонарик: светящийся
Новые сочетания
Стул колючий
Стул рогатый
Стул светящийся
Слайд 19
Новые идеи
Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости
Стул с
рогатой вешалкой для одежды или для игр детей
Стул с
подсветкой для людей с ослабленным зрением.
Слайд 20
Метод каталога
Решает проблему творческого сочинительства
Заключается в построении связного
текста сказочного содержания через последовательность вопросов
О ком сочиняем сказку?
Он
добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Слайд 21
Работа со сказками
Коллаж из сказок
Знакомые герои в новых
обстоятельствах
Сказки по-новому
Моделирование сказок
Сказки с новым концом
Слайд 22
Термок . Сказка-перевёртыш
- Тук, тук, кто в
теремочке живет?
- Я - ... Воздушный шарик.
А ты кто?
- А я - ... Футбольный мяч. Пустишь меня в теремок?
- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.
Слайд 23
Обучение творческому рассказыванию по картине – трансформеру с
элементами ТРИЗ
Слайд 24
Методы формирования у детей умений составлять творческие рассказы.
Этап
1. Определение объектов на картине
Этап 2. Установление взаимосвязей между
объектами на картине
Этап 3. Составление сравнений, загадок по картине
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств
Этап 5. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения
Этап 6. Понятие о смысловых характеристиках картины
Слайд 25
Определение объектов на картине
Игра с подзорной трубой.
Глядя
через свёрнутый в виде трубы лист бумаги, дети рассматривают картину и называют все предметы, которые заметят на ней: дом, небо, скамейка, качели, песочница, земля, клумба, деревья, горка, цветы и.т.п.
Игра «Часть и целое»
Если дети называют предмет, то логопед уточняет, составной частью какого предмета он является. Например: окно – часть дома, ветка – часть дерева,
ступеньки – часть горки, цветы-часть клумбы и т.п.
Слайд 26
Описание восприятия картины с точки зрения различных органов
чувств
И
Здесь пахнет
зеленью…
Я
чувствую
аромат цветов
Из окна вкусно пахнет
пирогами
Я ощущаю запахи
Слайд 27
Описание восприятия картины с точки зрения различных органов
чувств
Я ощущаю руками и кожей
Я прикасаюсь к цветам
и
чувствую, какие у них тонкие
и нежные лепестки.
Стебельки у цветов
плотные, гибкие и
тоненькие.
Я прикасаюсь к дереву. Ствол у него твёрдый, шершавый, толстый.
Я прикасаюсь к песку. Он мелкий, сухой, рассыпчатый и тёплый.
Слайд 28
Составление образных характеристик объектов
Игра «Сравни по цвету»
Игра «Сравни
предметы»
Логопед предлагает сравнить скамейку и качели. Дети рассказывают:
«Скамейка и
качели одинаковой длины, спинки у них выгнутой удобной формы. Они разноцветные, деревянные. На них можно сидеть.
Но они отличаются тем, что скамейка стоит на ножках, а качели висят. На скамейке можно сидеть, а на качелях ещё и качаться».
Можно сравнить куст и дерево, качели и горку».
Игра «Сравни по форме»
Игра «Придумай загадку»
Игра «Сравни по материалу»
Слайд 29
Составление рассказов от лица разных героев
Цель:
учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ
от первого лица.
.
«Я новая, удобная и красивая скамейка. Стою во дворе и наблюдаю, что там происходит. На меня садятся мамы и бабушки, когда дети играют в песочнице. Ко мне приходит старый рыжий кот и греется на солнышке. Я люблю когда меня красят в разные цвета. Не люблю, когда встают ногами, ломают и режут ножом.
Слайд 30
Путешествие во времени
Логопед предлагает детям придумать, пофантазировать
и рассказать, что происходило во дворе дома.
.
Утром во двор
раньше всех вышел дворник. Он подметал двор большой метлой.
Потом из подъезда выходили жильцы и спешили по делам.
В песочнице играли малыши. Девочки лепили куличики, а мальчики
катали машинки.
На скамейке сидели бабушки и наблюдали за ними
На качелях качались две девочки и пели весёлые песенки.
На высоком дереве сидела ворона и громко каркала.
Мама мыла
окно на третьем этаже
Потом начался дождь и все разошлись по домам.
Слайд 31
Что произошло?
«Рыжий полосатый кот грелся на скамейке
и наблюдал за вороной, которая громко каркала на дереве.
Вдруг он услышал тихое рычание. Это был большой пёс, который зашёл во двор. Кот стремглав спрыгнул со скамейки , перепрыгнул через песочницу, выгнул спину и грозно зашипел. Пёс завилял хвостом».
Что будет дальше?