Слайд 2
Настольный
плоскостной театр
Театра мир подобен сказке,
Где парики, костюмы,
маски...
Столь увлекателен процесс
Попасть из жизни в мир чудес.
Слайд 3
Замысел проекта.
Создать:
атмосферу сказки и погружения в неё;
волшебства
действий;
ожидания загадочности.
Познакомить и формировать любовь к театральному искусству.
Воспитывать традиции
русской культуре через сказку.
Развивать творческие способности.
Обучить изготовлению театра.
Научить приемам кукловождения.
Слайд 4
Основание выбранной темы.
Каждый ребенок, взяв в руки игрушку
и имея рядом опору - будь то лавка, пенек
пли что угодно другое, захочет «оживить» куклу, начав ее передвигать по опоре, комментировать ее действия. А это значит, что ребенок уже сделал первые шаги на пути к игре, в том числе и к театру - театру на столе, к настольному театру.
Хотя театр и называется настольным, понятно, что главное в нем все-таки не стол, ведь вместо него может быть использована любая другая опора (перевернутая коробка, скамейка, и т.д.), главное в этом театре – куклы и декорации.
Существуют разнообразные виды настольного театра, но большой популярностью у малышей пользуется плоскостной театр на столе - «Настольный театр картинок». Этот вид театра самый популярный у детей. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки - делаются из картона и раскрашиваются. Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся.
Плоскостной театр считается самым простым в изготовлении детьми. Поэтому наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности.
Слайд 5
Педагогические задачи.
Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные,
познавательные и развивающие функции:
Сформировать:
интеллектуальное, нравственное, художественно
воспитание, эстетический вкус.
Развивать:
память, воображение, инициативность, фантазия;
культура и техника речи, выразительность;
коммуникативные качества личности;
творческие, музыкальные и артистические способности.
Создать обстановку для:
положительно эмоционального настроя;
снятия напряжённости;
решения конфликтных ситуаций через игру.
Воспитывать:
дружба, отзывчивость, доброта, честность, волю, смелость.
Слайд 6
Всестороннее развитие и возможности детей.
Плоскостной театр - один
из самых доступных видов театра, помогающий решить многие проблемы
детей:
дети начинает улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков и поведений героев произведений;
персонажи становятся образами для подражания (хотят подражать добрым, честным персонажам);
дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа;
проявляют любознательности, стремления к познанию нового;
становятся требовательны к себе, систематичны в работе, трудолюбивы;
развиваются умения комбинировать образы, интуицию, смекалку и изобретательность, способность к импровизации;
При проигрывании ролей, дети -
чувствуют себя более решительней, раскрепощение,
повышают самооценку;
приходят к осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
легче адаптируются в обществе, почувствовав себя успешнее.
Слайд 7
Основные направления работы с детьми.
Театральная игра.
учить детей ориентироваться в
пространстве;
равномерно размещаться фигуры на площадке;
взаимодействовать друг с другом;
не сталкиваться между собой;
усвоить основные правила кукловождения;
строить диалог с партнёром;
запоминать слова героев спектаклей;
развивать интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика.
развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
готовность действовать согласовано;
дети, не умеющие говорить, учить заменять слова мимикой и жестами (развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову.)
Культура и техника речи.
учить формировать правильное четкое
произношение (дыхание артикуляцию, дикцию, орфоэпию);
научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон силу голоса, темп речи);
умение представить то, о чем говорится;
расширить словарный запас, сделать речь ярче и образнее;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки;
подбирать простейшие рифмы;
совершенствовать умение имитировать голоса животных;
учить интонацией передавать настроение героя;
ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу, сижу на печи).
Основы театральной культуры.
познакомить детей с театральной терминологией;
с основными видами театрального искусства;
воспитывать культуру поведения на представлении.
Слайд 9
Работа над спектаклем.
учить сочинять этюды по сказкам;
развивать навыки
действий с воображаемыми предметами;
развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные
эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).
привлекать детей самостоятельно изготавливать игрушки и ширмы декорации к ним.
научить проявлять фантазию и оригинальность в изготовлении из подручного материала.
Слайд 10
Подготовка к театрализованной деятельности.
беседы о театре
просмотр кукольных сценок
разыгрывание
разнообразных сказок и инсценировок
упражнения по формированию выразительности исполнения.
упражнения по
социально-эмоциональному развитию детей
введение в тему, создание эмоционального настроения
театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):
изобразительная деятельность — дети создают картинки, декорации
действия детей с кукольными персонажами
непосредственные действия детей по ролям
проигрывание ролей
Слайд 11
Изготовление театра.
Рекомендуется начинать подготовку спектакля с изготовления игрушек-артистов.
Персонажи рисуются на картоне плотной бумаге или фанере. Изображение
вырезается, кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части, вдев между ними тонкую палочку или бумажную трубочку (навернуть бумагу, смазанную клеем, на использованный стержень от ручки, вынуть стержень). Устанавливаются фигурки в катушки от ниток (лучше, если катушки разрезаны пополам) на пластмассовые пробки с отверстиями.
Можно вырезая нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части, намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-подставке.
Подставки могут быть деревянные, картонные, можно и без них обойтись – фигурку в каком-либо месте сгибают пополам под углом примерно в 60°.
Такой театр может быть нарисован красками, фломастерами, оформлен аппликацией бумагой или тканью.
Слайд 14
Что бы сэкономить время, персонажей можно вырезать из
ненужных газет, журналов, книг; распечатать из интернета. Все это
обвести на картоне и приклеить с обеих сторон.
Слайд 15
Теперь делаем сцену ширмочку.
Берем лист картона и обклеиваем
его цветной бумагой. Таким же образом вырезаем к примеру
и деревья и теремок, все, на что богата фантазия. На расстоянии 22 см от ширмочки поставим декорацию «лес». Находим репродукцию леса или рисуем и наклеиваем на картон. Можно изогнуть полукругом.
Можно рассмотреть еще один вид этого театра. Оборудование театра так же очень простое. В середине картонного куска (35/60см) вырезаем арку – «зеркало» сцены (25/40см). Фасад театра (так назовем этот кусок картона) нужно, раскрасить или оклеить цветной бумагой. Прикрепляется он посредством канцелярских кнопок к краю стола.
На задней стороне фасада подвешивается на проволочках бумажная лесная декорация так, чтобы она отступала на 1 см от фасада. На левой стороне арки внизу прикрепляется картонный кустик, за которым будет прятаться, к примеру, заяц.
Слайд 17
Для частой смены декораций в театральных постановках, можно
сконструировать своеобразную книгу. Для этого нужные по сказке декорации надо наклеить
на куски картона, переплести их между собой.
Слайд 18
При такой конструкции сцены, декорации могут располагаются на
картонном круге вращается на тонком гвозде или булавке, меняя
декорации и показывая их в движении.
Слайд 19
Звуковое и цветовое освещение.
Большую роль в настольном театре
играет освещение. Лампочки нужно расположить так, чтобы они хорошо
освещали сцену, но загородить их с лицевой стороны - свет не должен падать на зрителей.
Для световых эффектов (свет луны, восход солнца и т.д.), украшающих любое театральное представление необходимо иметь цветные стекла, целлофан, окрашенную папирусную бумагу и др.
Также для спектакля важно музыкальное и звуковое оформление. Например, птичьи голоса воспроизводятся манками, телефон - велосипедным звонком, будильником, топот лошадиных копыт - кастаньетами или деревянными ложками, шум паровоза - трением деревянных брусочков о крупнозернистую наждачную бумагу, шум дождя - наклонами плоской длинной фанерной коробки с перекатывающимся горохом, ветер - быстрым вождением платяной щетки по туго натянутому куску брезента и т.д.
Слайд 20
Основы кукловождения.
Устанавливаем сцену на столе. Позади нее усаживается
два исполнителя, которые передвигают фигурки и говорят за них.
Работая с ширмой, ребенок должен стараться не отрывать игрушку от поверхности, если только по необходимости. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа (легко, вперевалку, суетливо и т.д.). Уходить кукла должна постепенно так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая в этот момент внимательно «слушает», на время прекращает любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику. Во время беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы, этюды помогут «оживить» куклу.
Очень важным является овладение приемами кукловождения. Куклы плоскостного театра диктуют кукловоду свою манеру поведения, выражения эмоции, свой стиль управления ими. В настольном театре картинок, кукловождение осуществляется «открытым» способом – кукловод специально не прячется от зрителя, при этом стараясь не концентрировать внимание зрителя на своих руках.
Слайд 21
Он держит куклу двумя (большим и указательным) или
тремя
(большим, указательным и средним) пальцами так, чтобы было незаметно
зрителю и удобно кукловоду – чаще всего за туловище со стороны спины или за специальное приспособление. Чтобы передать движение куклы, ее поворачивают, двигают в разные стороны в необходимом темпе. При показе спектакля действие происходит в спокойном ритме, так как зрители должны уметь рассматривать картинки или игрушки и одновременно воспринимать текст.
Игрушки «выходят» на сцену из-за ширмы или боковой стороны стола. При появлении каждой игрушки зрителям дается возможность вначале рассмотреть ее, а затем услышать. Появление, игра кукол и их уход зависят от наличия или отсутствия портала с занавесом, качества декорации и др.
Слайд 22
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной
и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.