Только эмоциональное пробуждение разума даёт положительные результаты в работе с детьми.
В.А.Сухомлинский
Актуальность
- Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
- Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией!
- Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть, что ее необходимо начинать с начальной ступени обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей ребенка. Нами разработана программа «Одаренные дети», одним из направлений которой является художественно-эстетическое.
Слайд 3
ФГОС предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
современного общества;
учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов
Слайд 4
Цель
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных
детей, реализация их потенциальных возможностей.
Слайд 5
Задачи
выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес
к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися
на уроках музыки и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Слайд 6
Направления работы
диагностика – изучение личности учащихся.
работа со способными
и одаренными учащимися на уроках музыки, на занятиях факультативов,
в творческих объединениях;
внеклассная работа.
Слайд 7
Методы работы
анкетирование, опрос;
собеседование;
тестирование;
анализ литературных источников;
анализ музыкальных произведений;
творческие работы;
проектный
метод;
метод исследования проблемы.
Слайд 8
Формы работы
классно-урочная форма обучения с использованием системы заданий
повышенной сложности;
нетрадиционные формы уроков;
факультатив;
кружковая работа;
организация временных групп;
свободное самообразование;
проведение предметных
недель;
дискуссии;
конкурсы и викторины;
фестивали детского творчества.
Слайд 9
Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей
- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер,
настроение музыкального произведения;
- способность к переживанию в форме музыкальных образов;
- способность к творческому восприятию музыки;
- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;
- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;
- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность
Слайд 10
Методы, применяемые для развития музыкальных способностей
- метод
наблюдения за музыкой;
- метод сопереживания;
- метод моделирования
художественного творческого процесса;
- метод интонационно стилевого постижения музыки.
Слайд 11
Виды музыкальной деятельности
Исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое и сольное
пение);
Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
Игра на музыкальных инструментах;
Инсценирование песен,
сказок, музыкальных пьес;
Освоение музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи;
Импровизации (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая);
Создание мини-сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах.
Слайд 12
Содержание программы
1. Диагностика учащихся
Пение.
1. Звукоимитация (изобразительное
и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).
Высокий
уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.
Средний уровень – образная звукоимитация.
Низкий уровень – отказ.
2. Вопросно-ответные интонации.
Высокий уровень – использование 1-2 звуков.
Средний уровень – на одном звуке.
Низкий уровень – проговаривание ответа.
Слайд 13
Игра на музыкальных инструментах
1) Изобразить на инструменте звуки
окружающего мира
Высокий уровень – тембровое соответствие.
Низкий уровень
– тембровое несоответствие.
2) Выразительная импровизация.
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.
Средний уровень – ритмическое разнообразие.
Низкий уровень – ритмическое однообразие.
Слайд 14
РИТМ
1) Ритмизирование стихов хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень - 1-2 ошибки.
Низкий уровень – отказ.
2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень – 1-2- ошибки.
Низкий уровень - беспорядочный ритм.
Слайд 15
движение
1. Соответствие движения темпу и характеру музыки.
Высокий
уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру
и темпу.
Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.
Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.
2) Создание динамического образа.
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.
Слайд 16
2. Работа со способными и одаренными детьми
Разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе
делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.
задания на развитие ладового чувства – музыкально-слуховых представлений – развитие чувства ритма;
музыкальнотерапевтические распевания на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания;
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;
задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности.
Слайд 17
3. Внеклассная работа
3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных
(факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к
конкурсам, фестивалям, конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, то есть, исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации (Программы работы творческих объединений «Эстрадное пение», студия «Вокальный», «Звонкие голоса», секция «Ритмическая мозаика», «Музыкальная культура Смоленщины»)
Слайд 18
Основные принципы
увлеченность;
триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
«тождество и контраст»;
интонационность;
опора на
отечественную музыкальную культуру
Слайд 19
Ресурсное обеспечение программы
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд;
печатные пособия;
экранно-звуковые пособия;
учебно-практическое
оборудование;
комплект звуковоспроизводящей аппаратуры;
компьютер;
медиапроектор.
Слайд 20
Критерии эффективности
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
Отсутствие неуспевающих
по предмету.
Учащиеся становятся победителями и призерами районных и областных
конкурсов.