Слайд 2
Я выбрала эту тему неслучайно, т.к. считаю её
очень актуальной в работе логопедов детских садов.
В процессе многолетней
практики, я столкнулась с такой проблемой: на занятиях по обучению рассказыванию дети очень быстро устают, отвлекаются, истощаются, теряют интерес к однообразным, однотипным заданиям. Им скучно и трудно отвечать на вопросы к картинкам, договаривать предложения или составлять предложения по опорным словам - работать по строгому плану логопеда.
Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи вызывает большие трудности, потому что для этих детей характерны специфические особенности познавательных процессов:
Слайд 3
- неустойчивость, слабая концентрация внимания;
- снижение зрительной, вербальной
памяти и продуктивности запоминания (дети забывают сложные инструкции);
- несформированность
наглядно - образного и словесно- логического мышления;
- очень слабое воображение;
- несформированность оптико- пространственных и временных представлений.
Слайд 4
Как следствие:
- бедный словарный запас,
- плохое понимание оттенков
значений слов,
- аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении
и употреблении предлогов,
- использование простых, чаще нераспространённых предложений,
-сложности с подбором в речи синонимов и антонимов.
Такой комплекс нарушений речевого и когнитивного развития детей препятствует формированию у них связной монологической речи и требует поиска новых решений.
В процессе работы я поняла, что традиционные методики обучения рассказыванию строятся с минимальным использованием резервных возможностей ребёнка и в результате, я не достигала поставленной цели.
Слайд 5
Поэтому в течение многих лет я пыталась
разнообразить, усовершенствовать некоторые методы и приёмы через активизацию основных
психических процессов и словарного запаса. Я пришла к выводу, что очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить этот вид деятельности в игру или цепочку игр. Вот почему главным мотивом к составлению рассказа является игра. Занятия я насыщаю разнообразными играми, заданиями, развивающими ведущие психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Таким образом, создаются предпосылки для развития чувства языка и формирования связной речи.
Основная цель - сделать занятия по составлению рассказов интересными, привлекательными для ребёнка, мотивировать его на этот вид деятельности через игру.
Слайд 6
Именно через игру мне удаётся реализовать основные цели:
Научить
детей анализировать сюжет.
Научить выделять главные действующие лица и второстепенные
предметы.
Научить устанавливать причинно-следственные связи и строить основную линию сюжета.
Подготовить лексико-семантическую базу для составления полных развёрнутых предложений.
Научить детей связному, последовательному изложению событий.
Слайд 7
Для создания подвижности игровой ситуации, поддержания интереса и
эмоционального настроя, в каждое занятие я ввожу куклу –дополнительный
коммуникат (Незнайку, Буратино, старуху Шапокляк, Смешариков) и т.д. Куклы знакомят детей с какими-то явлениями, о чём-то рассказывают, приходят к детям за помощью, спрашивают совета. Куклы ведут диалог с детьми, задают вопросы. Дети могут потрогать куклу, взять её в руки – это способствует эмоциональной разрядке, преодолению барьеров в общении, появлению чувства уверенности в себе, желание вступать в контакт, взаимодействовать.
Слайд 8
Развитие словесно-логического мышления и формирование причинно-следственных связей
1. Игра
«Путаница»: сюжетные картинки перемешиваются, ребёнок выходит к доске, рассматривает
картинки и выставляет их в определённой последовательности. Затем он объявляет ход своих мыслей : почему он расставил картинки именно так, а не иначе. Другой ребёнок может ему возразить и расставить картинки по- своему, также объясняя ход своих мыслей. Так продолжается до тех пор, пока картинки не будут расставлены в правильной последовательности.
Слайд 9
2. Игра « Верно или неверно»: дети восстанавливают
причинно-следственные связи в предложении. ( Например: Солнце греет ярче,
потому что растаял снеговик. Или: Снеговик растаял, потому что солнце греет ярче. Весна пришла, потому что появились лужи. Или: Появились лужи, потому что пришла весна.).
3. Игра «Что сначала, что потом»: логопед произносит предложения с перепутанным порядком действий, дети ловят мяч и восстанавливают порядок. (Например: Дети построили горку и наступила зима. Наступила зима и дети построили горку ).
Слайд 10
4. Игра «Придумай загадку» (как более сложный вариант
игры «Четвёртый лишний»).
Детям предлагается самостоятельно придумать цепочку слов, одно
из которых является лишним:
Снег, дождь, гроза, трава.
Санки, коньки, удочка, лыжи.
5. Игра «Найди похожее слово».
Детям предлагается цепочка слов, которую они должны продолжить, выбрав подходящие картинки (автомобиль, автобус, мотоцикл…).
Слайд 11
6. Игра «Почему?»: логопед задаёт вопрос с союзом
«почему?», дети дают ответ с союзом «потому что».
7.
Игра «Потомучка»: на доске картинки с изображением предметов, которые нужны в разное время года (зонтик, санки, лыжи, сапоги и т.д.). Дети должны выбрать только те, которые нужны зимой или весной и объяснить свой выбор. ( Например: Зимой мне нужны санки, потому что на них можно кататься с горки).
8. Игра с мячом «Бывает - не бывает»: Логопед бросает ребёнку мяч и произносит предложение. Ребёнок должен ответить: да или нет. Например: Кошка варит кашу? Ёлочка наряжает Незнайку? Бабушка печёт пирожки?).
9. Игра « Исправь Незнайкины ошибки» или «Что напутал Буратино».
Преобразование деформированных фраз.
Слайд 12
Игры на развитие внимания и памяти
1. Игры «Фотографы»,
«Подзорная труба», «Снимаем кино».
Логопед предлагает детям вооружиться фотоаппаратами и
сфотографировать крупные объекты на сюжетных картинках (живые или неживые).
2. Игра «Кто больше увидит и запомнит?»
Логопед считает до 30. Дети запоминают все слова, обозначающие предметы. Затем логопед убирает все картинки, а дети перечисляют всё, что запомнили. После этого логопед возвращает картинки и они вместе называют всё, что пропущено.
То же самое со словами – действиями.
Слайд 13
3. Игра «Картинки обиделись».
Несколько картинок перевёрнуты изображением вниз.
Детям необходимо вспомнить и рассказать, что изображено на картинках.
Для
развития долговременной памяти, обучению связному последовательному изложению событий (на завершающем этапе занятия).
4. Игра «Змейка».
Дети делятся поровну на две группы: садятся друг против друга.
Первый человек говорит начало предложения, а тот, кто напротив договаривает конец предложения. По мере необходимости логопед или кукла подсказывает начало фразы.
Слайд 14
5. Игра «Волшебный стул». На нём дети начинают
очень красиво и правильно говорить.
Логопед задаёт вопрос: «Кто хочет
посидеть на волшебном стуле?». Дети пересказывают рассказ частями или целиком.
6. Игра « Рассказ для Незнайки». Рассказывание детьми по цепочке.
Дети садятся по кругу, в центре круга располагают куклу Незнайку. Ребёнок говорит своё предложение и гладит по плечу своего товарища, передавая ему право ответа. Логопед даёт установку на внимание : необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
Слайд 15
Игры для развития воображения (используются на физминутке)
1. Игра
«Пантомима».
Ребёнку предлагается жестами, мимикой, звуками изобразить любой предмет или
действие.
2. Игра « Угадай-ка».
Ребёнок угадывает, что изобразил другой ребёнок.
Слайд 16
У детей с ОНР нарушены оптико-пространственные временные представления.
Это отражается на формировании смысловой стороны речи. Дети не
всегда могут определить взаимное расположение предметов в пространстве и, как следствие: не могут устанавливать закономерности между предметами и явлениями, понятиями «сначала» и «потом». У детей необходимо формировать умение определять последовательность событий.
Игры для развития оптико-пространственных временных представлений
Слайд 17
1. Игра «Кто за кем».
Перед началом занятия
или в качестве физминутки дети встают по росту друг
за другом. Логопед задаёт вопросы:
Кто стоит первый? Кто последний? Кто посередине? Кто стоит за Катей? Кто перед Катей? и т.д.
После того, как устанавливается последовательность детей, один из них отворачивается, а в колонне два ребёнка меняются местами. Тот, кто отворачивается, анализирует, что изменилось.
2. Игра «Что сначала, что потом».
Логопед просит детей выполнить инструкцию в точности :
Хлопни в ладоши, топни ногой, присядь, подними плечики и т.д.
Затем просит ответить на вопросы:
-Что ты сделал сначала? Что потом? Какое действие последнее? Первое?
Слайд 18
1. Игра «Роботы».
Логопед предлагает ребёнку представить, что он
робот с дистанционным управлением и подаёт ему команды: «Сделай
шаг вперёд, поверни направо, подними вверх правую руку, сделай шаг назад и т.д.
Затем логопед и ребёнок меняются ролями: ребёнок даёт команды, а логопед их выполняет.
2. Игра с мячом «Справа - слева».
Логопед бросает мяч и говорит : «Справа», а ребёнок называет те предметы, которые находятся справа от него.
Слайд 19
Игры для активизации словаря существительных, прилагательных, глаголов и
для развития гибкости ума
1. Игра «Кто быстрее?»
Назови как можно
больше слов, относящихся к празднику «Новый год», «8 марта», к зиме, к спорту и.д.
2. Игра «Кто лучше?»
Дети придумывают названия к рассказу или подбирают из предложенных логопедом вариантов (предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми).
3. Игра с обручем «Проделки старухи Шапокляк» или «Говори наоборот» - обучение подбору антонимов. (Старуха Шапокляк обманом захватила детей и отпустит, если они выполнят задание: назовут слово, противоположное по смыслу).
Слайд 20
4. Игра с мячом «Выбери правильный признак».
Логопед бросает
мяч и предлагает два варианта ответа, ребёнок называет правильный
вариант.
Снег:
холодный – тёплый,
белый – серый,
твердый – мягкий.
5. Игра «Мячик с путаницей»
Логопед кидает мяч и называет предмет с неподходящим действием (Незнайка летает, снежинка чирикает и т.д.), дети исправляют, глядя на сюжетную картинку.
Вариант: Логопед кидает мяч и называет предмет, ребёнок самостоятельно подбирает глагол или прилагательное, неподходящее по смыслу. Другие дети его исправляют.
6. Игра «Как это можно использовать?»
Дети подбирают глагол в инфинитиве: шляпу – носить, карандаш – рисовать, телефон – разговаривать и т.д.