Слайд 2
Диалоговые технологии.
Среди диалоговых технологий выделяют:
проблемно-поисковые диалоги,
дидактические игры,
учебные дискуссии,
эвристические беседы,
анализ конкретных ситуаций.
Слайд 3
Технология учебного диалога . Автор Сергей Петрович Лавлинский.
Кандидат
педагогических наук , доцент кафедры теоретической и исторической поэтики
историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ.
Занимается проблемами теоретической поэтики, рецептивной эстетики, технологии (теории и методики) литературного образования, философии образования.
Специалист в сфере технологий гуманитарных коммуникаций; консультант-эксперт по вопросам современного инновационного образования; автор программ, учебников, хрестоматий по литературе, а также программ гуманитарных семинаров-тренингов в рамках дополнительного образования для взрослых. Разработчик серии проектов для учителей литературы.
Автор более 80 научных и методических работ. Основные публикации:
Технология литературного образования. Авторские концепции и программы учебных курсов для учителей литературы и студентов-филологов. - Кемерово, 1999.
Диалог читателей в контексте литературного образования. - Кемерово, 2002. - 200 с.
Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, Изд. Дом «ИНФРА-М», 2003. – 382 с.
Слайд 4
Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин)
В литературе могут встречаться
другие названия технологии коллективного взаимообучения — «организованный диалог», «сочетательный
диалог», «коллективный способ обучения (КСО), -работа учащихся в парах сменного состава».
При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:
статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», -сильный» и "слабый» — при условии взаимного расположения);
динамическая четверка: четверо адания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообуче-ние по описанной выше схеме (см. описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.
Слайд 5
Технология французских мастерских, французские диалоги
С чужим сознанием
можно общаться только при помощи диалога, который помогает установить
«я» ученика. Между учеником и учителем происходит доверительная связь, потому что ученик перевоплотился в чужой образ, он пытается понять и объяснить чужие поступки, пропуская их через своё сердце. Голос автора взаимодействует с голосами его героев, происходит диалог культур. Кроме анализа должна быть интерпретация произведения, которая происходит за счёт диалогов.
Диалоги могут иметь несколько уровней:
-общение с героями произведения;
-общение с автором;
-общение с литературным критиком;
-общение с художником, написавшим портрет писателя;
-общение с художником, иллюстрировавшим данное произведение.
Этих уровней может быть много, и диалог может начинаться с любого уровня. Можно включить даже диалог с окружающим миром. Но диалог с автором необходим, потому что нужно узнать, что же он хотел сказать своим произведением
.
Слайд 6
В этой технологии
Урок-диалог включает много привычных заданий, которые
уживаются с заданиями непривычными.
Например: Кратко письменно или устно
воспроизвести какой-либо момент из текста, который запомнился, удивил, поразил.
Или: графически интерпретировать модель диалога между автором и читателем, между писателем и автором, между автором и литературным критиком
Слайд 7
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова».
1. Детские годы Ивана Грозного.
Учитель. Давайте
послушаем самого Ивана Грозного, вот он сидит перед нами и рассказывает о своих детских годах.
Диалог с Иваном Грозным.
-Какое противоречие в отношении к себе вы заметили со стороны окружающих?
-Для чего Вы прочитали всё, что можно было прочесть?
-Откуда в Вас появились столь дикие наклонности? Почему Вы не научились уважать людей?
2.Ученик в роли обобщенного читателя. Диалог:
-Понравилась первая часть поэмы?
-Каким Вы увидели автора?
-Благодаря каким деталям Вы оказались во дворце во время трапезы?
3. Ученик в роли царя, диалог:
-Чем Вам не понравился Кирибеевич?
-Почему он не смел быть мрачным?
-Почему Вы обрадовались, узнав причину угрюмости любимого опричника?
Слайд 8
Вопросы Кирибеевичу:
-Почему Вы скрыли от царя, что Алёна
Ивановна венчанная жена?
-Каким образом Вы решили добиться своего?
-Думали ли
Вы о том позоре, который навлекаете на любимую женщину?
=Любили ли Вы её?
-Почему Вы так хвастливо вели себя перед кулачным боем?
-Кому Вы поклонились перед боем?
-Мог ли Ваш конфликт разрешиться мирно?
-Вы были уверены в победе?
-Думали ли Вы, что в случае неудачи Вам поможет Иван Грозный?
-Вы не представляли другого отношения к любимой женщине?
Вопросы Калашникову:
-Какие предчувствия были у Вас с утра?
-О чём Вы подумали, не застав дома Алёну Ивановну?
-Бывало ли раньше подобное с Вашей женой?
-Почему Вы, любящий муж, увидев жену в растерзанном виде , сразу плохо подумали о ней и начали угрожать?
-Каково Вам было, когда Вы узнали правду?
-Знали ли Вы до этого о повадках опричников?
-Колебались ли Вы в том, что надо наказать виновника?
-Почему Вы обратились за помощью к братьям?
-Почему Вы не сказали царю всей правды?
-Кому Вы поклонились перед боем?
-Что Вы ощущали утром в день кулачного боя?
-Каково Вам было смотреть на Кирибеевича?
-Мог ли Ваш конфликт разрешиться мирно?
Слайд 9
Технология педагогических мастерских
Свое название технология получила от того,
что в ней есть МАСТЕР. Мастер лишь создает алгоритм
действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии мастерских главное- не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Мастерская- необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.д.
Слайд 10
В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных
задач: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания,
аналогии, конструирование теорем, способы обучения, и т.п. Алгоритмы отличаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей.
Пример алгоритма (он разделен на 3 занятия-алгоритма, рассчитанных на 1-2 часа:
Алгоримт 1. Панель (этап актуализации )---выделение проблем ---работа с материалом, с литературой---обсуждение в парах---обсуждение в группах---представление вопросов классу---выбор проблемы для исследования.
Алгоритм 2. Представление проблем---объединение в группы для решения проблем---каждый представляет группе свое решение проблемы---каждый формулирует гипотезу решения проблемы---выбор в группе наиболее вероятной гипотезы---планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы---формулирование выводов.
Алгоритм 3. Представление результата работы групп---составление и обмен вопросами по представленным результатам---ответы на вопросы и корректировка результатов---составление группы, серии заданий на применение результатов их поиска---обмен заданиями между группами---знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.
Слайд 11
Социализация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в
паре, в группе; рассмотрение всех гипотез, мнений. Обсуждение может
быть организовано на основе афиширования-представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков и т.д.) всему классу (устная презентация или вывешивание афиш в классе) и ознакомление с ними всех участников мастерской. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.
«Шпаргалка» для устного высказывания на лингвистическую тему.
Что и как я должен знать, чтобы ответить на вопрос «Написание Н и НН в прилагательных и причастиях»
Слайд 12
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Разработчики
технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» –
американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос.
Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения.
О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер. Заслуга американских авторов в том, что им удалось создать действительно технологию.
Что дает ее применение?
В процессе применения технологии развития критического мышления:
вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
появляется возможность объединить отдельные дисциплины;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
вырабатывается собственная технология обучения
Слайд 13
Базовая учебная модель:
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Слайд 14
Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных
точек зрения
коллективное обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных
работ учащихся
КМ – письменная работа
Слайд 15
Приемы РКМЧП –кластеры (или графические организаторы)
Кла́стер (англ. cluster
скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться
как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Слайд 16
Кластер «гроздь» -
рассказ по ключевым словам, по
заголовку, графическая систематизация материала (кластеры, таблицы), верные и неверные
утверждения. Все высказывания располагаются в определенном порядке, в виде грозди. Работа с кластером «гроздью» очень проста и доступна всем детям.
тема урока – это центр (т.е «гроздь») и от этого центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия
Слайд 17
Стратегия «Инсерт» («Условные
значки»)
I – interactive
самоактивизирующая
N – noting
(диалоговая) «✔» – уже знал
S – system системная разметка «+» – новое
E – effective для эффективного «–» – думал иначе
R - reading & чтения и «?» – есть вопросы
T – thinking размышления
Слайд 18
Приемы РКМЧП:
Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается
система маркировки текста, включающая следующие значки:
«V» – галочкой отмечается
то, что известно;
«–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
«+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
«V» - информация мне известна
«+» - узнал что-то новое
«--» - противоречит тому, что знаю;
не согласен
«?» - хочу узнать подробнее
Слайд 19
На фазе вызова: рассказ- предположение по ключевым словам,
по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные
и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается.
Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний», поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Схема реализации приема «Чтение с остановками» выглядит следующим образом:
рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);
обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?
основной этап: учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения
Слайд 20
Вопросы может задавать учитель
Дети могут сами формулировать и
записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы).
Слайд 21
Основные приемы ТРКМ
Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица
«толстых» и «тонких» вопросов
Слайд 22
Ромашка Блума
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Слайд 23
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания
фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы –
«насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 24
Выделяется шесть типов вопросов:
Простые вопросы. Отвечая на них,
нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы.
Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»
Слайд 25
Например…
Учащимся можно предложить письменно ответить на вопросы, затрагивающие
разные стороны читательского восприятия. Оно предполагает овладение рядом умений:
умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.
Для оценки ответов каждому критерию был присвоен определенный бал с учетом сложности вопроса:
1. Умение оценивать героя 1 балл
2. Понимание причин поступков героев
- с опорой на житейское представление 1 балл
- с опорой на произведение 2 балла
3. Умение определять последствия поступков персонажей 2 балла
4. Умение увидеть смену отношения 1 балл
5. Понимание главной мысли 3 балла
Слайд 26
Например…
Стадия вызова “Верные и неверные утверждения”. (Индивидуальная работа
учащихся)
На доске написаны высказывания, относящиеся к глаголу. Среди
них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак - :
Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает?
Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, –ите.
В глаголах гон..т, сине..т, люб..т, перевод..т, пишется окончание –ит.
Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо определить его спряжение .
К 1 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на –ать, –ять, –оть, –уть, –еть, –ыть
(Работа в группах)
Теперь поработайте в группах и сверьте свои индивидуальные предположения с предположениями других ребят.
Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько верных утверждений? Сколько неверных?
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
Слайд 27
Проверка домашнего задания приемом “верные – неверные суждения”:
В
романе Базаров трижды появляется в родительском доме
(неверно)
В первый
раз Базаров приезжает к родителям после пятилетней разлуки
(неверно)
Мать Базарова: “Настоящая русская дворяночка, очень набожная и чувствительная. В молодые годы была очень мила, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с мужем, за которого вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно”
(верно)
Отец Базарова: “На вид ему было лет 45, его коротко стриженные седые волосы отливали темным блеском; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза; весь облик его сохранил юношескую стройность”
(неверно)
Василий Иванович Аркадию: “Я должен вам сказать, что я боготворю моего сына: о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! Но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит”
(верно)
В следующий раз Базаров появляется в родительском доме после посещения Одинцовой и разрыва отношений между ними
(верно)
Слова эпиграфа к уроку Базаров обращает к Аркадию в момент первого приезда в родительский дом
(неверно)
Слайд 28
Найдите в тексте слова, словосочетания, с помощью которых
Тургенев подчеркивает душевное состояние отца и матери Базарова.
Мать: ласково
называет сына “Енюшкой”, от волнения она “пошатнулась и наверно упала бы”, если бы Базаров ее не поддержал и др.
Отец: “глубоко дышал и щурился сильнее прежнего”, “чубук так и прыгал у него между пальцами” и др.)
Благодаря мастерству Тургенева, мастеру “точной детали”, мы тонко чувствуем настроение и переживания героев.
Слайд 29
прием “перекрестная дискуссия”
В.Ю.Троицкий: “Разве не появляется в
отношении Базарова к родителям та душевная черствость, которая не
может быть оправдана?”
Г.А.Бялый: “Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базаров в обращении с родителями, он нежно любит их”.
К какому мнению вы склоняетесь больше?
Слайд 30
Сиквейн – прием технологии развития критического мышления (составляется
как учителем, так и учеником)
Синквейн – это один из
приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Слайд 31
Например…
Синквейн на тему «Государство»:
Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое. (Два прилагательных)
Собирает
налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы!
(Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)
Закон,
Обязательный, невыполняемый.
Предложили, утвердили, забыли.
Кто виноват? Что делать? Кто поможет?
Граждановедение
Слайд 32
Снайпер
Меткий, жестокий
Сощурившись, целится – нужно успеть
Твоя дорога –
смерть,
Убийца.
Снайпер
Холодный, равнодушный
Выглядывает, высматривает, готовится
Метко стреляет,
не задумываясь
Ужас.
Снайпер
Молодой, усталый, меткий
Страдает, убивает, думает
Будь проклята война!
Человек
Слайд 33
Стратегия
«Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по
теме
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 34
Приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговой штурм
Карусель. Групповая
работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая
пишет свое решение и передает по кругу дальше
Слайд 35
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод
углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной
позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум