Слайд 2
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный
уклад, своя духовная культура. У всех народов было много
обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Слайд 3
Термины «этнопедагогика» и «народная педагогика» приобретают разные смысловые нагрузки. По мнению B.C.
Кукушина, этнопедагогика — обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных
традиций различных народов, а народная педагогика — воспитательные традиции конкретной этнической группы.
Слайд 4
Этнопедагогика —
наука, предметом изучения которой является народная педагогика
традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных
этносов.
Термин введён и популяризирован Г. Н. Волковым в 1972
Слайд 5
Предмет познания этнопедагогики — воспитательный процесс.
Слайд 6
Задачи:
выявление этнической специфики народной педагогики в традиционных культурах
различных этносов;
поиск закономерностей становления и развития традиционной педагогической культуры
народных масс под воздействием социальных, экономических и других факторов;
способы отражения и функционирования в современной воспитательной практике педагогических воззрений и опыта предыдущих поколений; поиск путей использования прогрессивного народно-педагогического наследия в условиях современной системы образования.
Слайд 7
Методы этнопедагогики
как науки
Обобщение данных этнографических,
этнологических, этно-лингвистических, этнокультурологических исследований и анализ научной
и художественной литературы;
познание жизненного пути человека этнического; биографический метод; понимание; герменевтика
Слайд 8
как учебной дисциплины
Самоотчет; самоанализ; включенное наблюдение; идентификация; рефлексия;
рефлексивное наблюдение; беседа как диалог; биографический метод
Слайд 9
как вида деятельности
Внушение; заражение; подражание; показ; одобрение; осуждение;
запрет; угроза; признание; упражнение; рассказ; поручение; непосредственное участие в
праздниках, спортивных играх и состязаниях, инсценировках, исполнение обрядов
Слайд 10
Этнопедагогика изучает:
1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание,
самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2) ребенка как объект и
субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
Слайд 11
4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция,
дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);
5) методы
воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);
Слайд 12
6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки,
эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
7) организацию воспитания
(трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
Слайд 13
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических
воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что
народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой.
Слайд 14
Я.А. Коменский
на основе обобщения опыта домашнего воспитания
в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы»,
цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи.
Слайд 15
Песталоцци
в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей»,
«Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы
в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.
Слайд 16
К.Д.Ушинский
Народную педагогику считал одним из важнейших факторов, под
влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое
главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики.
Слайд 17
Г. Н. Волков
«Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное
дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его
определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов, особенно же - для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Народная педагогика, представляющая собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, представляет собой своего рода педагогическую религию. Да и родительский дом - это своего рода храм семейной духовности, в котором домашний очаг - алтарь, дети - ангелы, мать - богоматерь, отец - «патриарх всея семьи»...
Слайд 18
Народное представление о единстве трудящихся.
Поговорка «В единении -
сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и
поговорки разных народов, призывающие трудящихся к объединению своих усилий, звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл. Вот примеры: «Громада - великий человек» (укр.), «Если весь мир плюнет, сделается озеро» (тат.), «Деревня плюнет, озеро образуется» (морд.), «Один плюнет - высохнет, народ плюнет - получится озеро» (чув.), «Если вздохнуть всем народом - ветер будет» (рус.), «Народ вздохнет разом - будет буря, топнет ногой разом - будет землетрясение» (кит.). У многих африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь дружной толпой, крокодил никого не тронет».
Слайд 19
Некоторые старинные обычаи
Сегодня становятся общегосударственными традициями: Наурыз, проводы
зимы, сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у
татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.
Слайд 20
Народные этические и педагогические традиции
в настоящее время
настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо
воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.