Слайд 2
Взгляды учёных на диалог:
1. «Умение строить диалог в
соответствии с дидактическими целями учебного занятия – показатель уровня
профессионализма учителя. Ведь он носитель проникновенного слова, т.е. такого слова, который способно активно и уверенно вмешивается во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать собственный голос».
М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.1963
Слайд 3
2. «Диалог, а не монолог – вот что
является необходимым элементом действительно творческого процесса образования и воспитания
молодёжи».
Библер В. С. Мышление как творчество. 1975 г.
Слайд 4
3. «Истина не рождается и не находится в
голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими
истину, в процессе их диалогического общения».
М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. 1979 г.
Слайд 5
4. «Урок-диалог – это особая форма обучения, несводимая
ни к проблемному обучению, ни к другим видам обучения,
показывает сравнение его структуры со структурой урока, в котором обеспечивается движение всех учащихся к общему для всех познавательному результату как к итогу, однозначному окончанию учебной работы».
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. 1986 г.
Слайд 6
5. «Если в основе образования как процесса передачи
знаний основным средством является монолог, то воспитание как формирование
ценностей может быть эффективным только в диалогических контактах учителя и ученика».
Каган М. С. О педагогическом аспекте теории диалога // Диалог в образовании. Научная статья.
Слайд 7
Структура
урока-диалога:
1. Вхождение в диалог. Этап самопрезентации учителя
и предъявления им своего понимания данного урока, учебной темы,
образовательной задачи в форме собственного «текста», запрашивающего ответную позицию учеников.
Слайд 8
2. Предоставление возможности учащимся для создания «ответного текста».
3. Предъявление учащимися «ответного текста»: собственной позиции на уроке,
своего отношения к предстоящему уроку, теме и своему участию в решении образовательной задачи.
Слайд 9
4. Согласование позиций учителя и ученика в отношении
к данному уроку, в выборе его содержания и формы.
5.
Знакомство с учебным материалом и «перевод» его участниками образовательного процесса на свой субъективный «язык». Предъявление разных восприятий и интерпретаций учебного материала – разных «текстов индивидуальных культур».
Слайд 10
6. Процесс согласования мнений, суждений и оценок, поиск
способов адекватного понимания учебного материала как «текста культуры».
7. Предъявление
учителем задачи нового, более сложного, уровня решения образовательной задачи, связанной с пониманием изучаемого на уроке материала.
8. Рефлексия учителя и учащихся своего отношения к собственной деятельности на уроке.
Слайд 12
«Бытийный» («живой»)
Тип урока:«опрос-объяснение-закрепление-повторение»
Задача учителя: открыть ученикам урок как
«встречу», «событие» и быть услышанным, настроить детей на спонтанное
общение.
Урок-диалог создаётся по законам искусства, что предполагает соединение «расчёта и вдохновения», ситуацию «личностного присутствия», передачи переживаний друг другу. Здесь переживается «образ», а не «схема». В таком уроке важно не только то, что говорится, но и то, как говорится, кому, как переживается.
Слайд 13
«Со-бытийный»
Тип урока: урок-ситуация, предполагает наличие духовной связи между
учителем и учеником, живой общности. «Со-бытийность» урока зависит от
возможностей причастности к субъективности другой личности, от возможностей возникновения «я-ты-контакта» (взаимопроникновение взглядов), «я-ты-связи» (взаимопроникновение взглядов любви) и «мы-контакты» (совместном осуществлении действий и установок).
Слайд 14
«Мобильно-динамический»
(«импровизационный»)
Возможность к самоорганизации. Урок подвижен,
возникает из реального «здесь и теперь», включает в себя
всё спонтанное и непредсказуемое
Слайд 15
Экологический
(«здоровьесберегающий»)
Такой урок предполагает то, что обеспечивает его жизнеспособность
и жизнеспособность личности. Этот урок не отбирает энергию у
личности, а добавляет её.
Слайд 16
Авторский
Урок не диктуется кем-то извне, а создаётся учеником
и учителем на основе их запросов и возможностей. Здесь
важно не заучивание, а понимание учебного материала. Цели, содержание, форма, приёмы – всё это требует авторского отношения участников образовательного процесса. На уроке поощряется авторство -субъективный «вопрос» и «ответ» (высказывание).Ответственность за урок, его результаты учитель и ученик делят между собой, находясь в соавторстве.
Слайд 17
УРОК
Монологический
Диалогический
«Монолог» (от греч.monologos М. М. Бахтин писал: «Истина»
из monos – один + logos - речь) – не рождается и не находится в голове
это скорее одностороннее движение отдельного человека, она рождается
информации, субъективно-объективные между людьми, совместно ищущими
отношения, в социальном плане – истину, в процессе их диалогического
форма авторитарного управления, общения».
административно-командных методов». В диалогической ситуации каждый
Т. Б. Маркичева, Е. А. Ножин осмысленный ответственный поступок
«… Мы не хотим только говорить монолог. требует от каждого человека
Мы хотим им действовать, жить им во самостоятельной мыслительной
всеобъемлющем понятии этого слова!» - активности.
говорил К. С. Станиславский.
Слайд 18
Со-бытийный –
это жизненная
потребность человека в переоценке
своего поведения, поступков, взглядов, в мотивировке и утверждении своих
жизненных позиций, в определении своего отношения к тому или иному событию, факту, обстоятельствам, людям. Рождается такой монолог, когда человек чем-то «выбит из жизненной колеи», расстроен, когда сложилась ситуация, вынуждающая его вести борьбу с самим собой.
Деятельный, представляет собой также процесс активного думания, размышления; в нём также решается жизненно важная проблема, а сиюминутность рождения мыслей на глазах аудитории заставляет верить в искренность оратора.
Два вида монолога
Савкова З. В.
Слайд 19
Этапы работы ученика
НА УРОКЕ (В. Н. Клепиков)
Внутренний диалог
или размышления про себя;
Погружение вызревающих мыслей в межличностное общение;
Развёрнутое
монологическое высказывание, когда он уже выработал для себя собственное суждение.
Слайд 20
Правила использования диалога на уроках русского языка (В.
Н. Клепикова):
Диалог не должен становиться самоцелью. По существу, это
конструктивный путь, нацеленный на созидание, когда не только сталкиваются различные понятия и мнения, но и конструируется модель, где возникающие противоречия творчески преодолеваются или создаётся пластическая, вариативная модель, заостряющая различные точки зрения.
Образованию диалогического пространства на уроке способствуют чётко поставленные проблемы.
Актуализация личностных смыслов на школьных уроках происходит в высказываниях детей.
Высказавшись, ученик ждёт реакцию собеседников и готовится к ответу.
Слайд 21
Виды диалога
(В. Н. Клепиков)
1. Беседа, когда
есть ведущий и ведомые, согласные с точкой зрения ведущего.
2. Это «испытующая» беседа, когда «проверяются на прочность» все участвующие в ней собеседники; ведущий при этом обладает неоспоримым авторитетом.
3. Это вопрос - ответный диалог, когда участники выражают свои мнения и и шлифуют, корректируют их; при этом конечным продуктом становится парадокс, т.е. такая структура, которая вбирает в себя «выстоявшие» мнения. Продуктивной формой налаживания конструктивного взаимодействия становится диалог, участники которого стремятся найти определённые точки соприкосновения, взаимопонимания или расхождения.
4. Это полифонический диалог, «работающий» на созидание общей истины, при этом участники прилагают усилия по актуализации ценностей, которые объединяют всех присутствующих.