Слайд 2
Воспитательные традиции Древней Руси.
Слайд 3
За длительное время своей истории славяне выработали свою
практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин
трудовой жизни народа.
Слайд 4
Труд- основа жизни славян.
Детей рано
включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.
Слайд 5
Забота о здоровье и физическом развитии детей имела
особое значение.
Средства физического воспитания:
- закаливание;
- подвижные игры;
- физический труд.
Слайд 6
Исторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё
отечество, формировали патриотическое сознание.
В подвигах героев подрастающее поколение находило
проявление лучших духовных качеств человека.
Слайд 7
Педагогическое наследие древних славян- устное народное творчество.
Песни
Потешки
Сказки
Загадки
Пословицы Былины
Глубочайший нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.
Слайд 8
Первые нравственные заповеди детства:
-почитание старших;
- главенствующая роль отца;
-уважение
к матери;
-осознание сыновнего долга;
-обязанность беречь достоинство;
- быть благодарным людям.
Слайд 9
Византийское влияние.
Принятие христианства.
Слайд 10
Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера
( дата крещения Руси 988г.). Она определила нравственный характер
народной жизни.
Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.
Слайд 11
Владимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел
отдавать детей «на учение книгам».
Ярослав Мудрый покровительствовал учению книжному.
При нём начинаются на Руси монастыри с училищами.
Слайд 12
Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для
церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры
и христианской нравственности.
Обучение велось и в мужских, и в женских монастырях.
В монастырях получали христианское воспитание и «книжное образование» сироты и дети бедных родителей.
Слайд 13
Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные
учреждения.
Внутреннее устройство школ и училищ соответствовало византийским образцам, первые
учителя были, по преимуществу, греки.
Слайд 14
Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая.
Учителя
назывались книжниками, уставодержателями, учительными людьми.
Учитель был не то,
что специалист по части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник.
Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.
Слайд 15
Учебные пособия: патерики (жизнеописание разных святых); изборники;
повести и рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым
землям; пчелы – сборники отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники – род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний.
Слайд 16
Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха.
Владимир
Мономах (1053-1125) – внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь,
государственный деятель, писатель Древней Руси.
Слайд 17
Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение
к Богу, отношения между властью и её подданными ,
отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми.
Главное средство воспитания детей Мономах считал образование: « Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».
Слайд 18
Мономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности
многообразных воспитательных средств , включающих этикет, манеры и тон
поведения.
Князь разработал систему военно-физического воспитания, которая развивает волевые и нравственные качества человека.
Владимир Мономах призывал помнить, что лишь добрые дела спасут людей.
Слайд 19
Развитие образования в Московском государстве.
Слайд 20
Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского
общежития, повсеместно принизило дух русских людей.
Слайд 21
В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных
сил, которые поддерживали в русских людях бодрость и надежду
на спасение.
С XIV в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.
Слайд 22
Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от
образованной Европы всё больше и больше усваивала черты азиатских
нравов.
Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр.
В XV в. невозможно было получить образование , так как не было училищ.
Слайд 23
С XV в. в борьбе с татарами окрепла
Москва и понемногу сделалась новым средоточием политической силы.
В северо-
восточной Руси начинаются решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя.
Слайд 24
Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ,
чтобы обучать священников. В 1499 г. Геннадий собирает и
составляет полный список книг Святого Писания.
Слайд 25
Максим Грек (1480-1556) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные
книги и старается исправить нравы духовенства.
Князь Андрей Курбский убеждает
московских бояр не чуждаться науки и не бояться книг.
Слайд 26
Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает:
-по
всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадёжных священников, у которых
в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение;
-завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.
Слайд 27
В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем
митрополита Макария, появляется первая типография в Москве.
Слайд 28
Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в.,
являвшегося основным сводом нравственных норм и правил многих поколений,
была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», - таково полное название этого уникального труда.
Слайд 29
«Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт
русской семьи, сохранил немало ценного, практически полезного для современного
человека, семьи, общества.
Слайд 30
Юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское,
опередила северо-восточную Русь в образованности.
В связи с близостью к
Польше и Европе, юго-западная Русь легко заимствовала оттуда научное образование и европейские понятия и обычаи.
Слайд 31
С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние
– в смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка
польскому, а православия – католицизму.
Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.
Слайд 32
Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали
заводить училища (братские школы) и в них стали давать
такое знание, с помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.
Слайд 33
Первое из этих училищ было основано в Остроге
князем Константином Острожским в 1580 году.
В 1580-1581 гг. в
типографии при училище была напечатана первая полная славянская Библия.
Слайд 34
В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа
эллино-славянского и латино-польского письма» при Богоявленской церкви в Киеве.
Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Пётр Могила. В 1631 году школа стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 года – Киевской академией.