Слайд 2
Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, т.к. оно
зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста,
от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости».
Можно привести примеры различного понимания арт-терапии представителями ее различных школ и направлений.
Слайд 3
Одна из родоначальниц американской арт-терапии — Маргарет Наумбург
(Margaret Naumburg)
Слайд 4
Маргарет Наумбург подчеркивала, что арт-терапевтическая практика основана на
том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся
порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах…
Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и не подготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы.
М. Наумбург имела психологическое образование и прошла затем подготовку в области психоанализа. Она полагала, что, когда клиент в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии в рисунках, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, клиент постепенно двигается к осознанию оного.
Достижение в ходе арт-терапии сколь-нибудь значимых и устойчивых лечебных аффектов, по ее мнению, вне психотерапевтических отношений было бы вряд ли возможно.
Слайд 5
«Введение в арт-терапию» и «Динамически-ориентированная Арт-терпия»
Слайд 6
Несколько иного взгляда на арт-терапию и связанные с
ней факторы лечебного воздействия придерживалась соотечественница М. Наумбург -
Эдит Крамер(Edit Kramer).
Слайд 7
Эдит Крамер считала возможным достижения положительных эффектов арт-терапии
прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного
творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты
Крамер родилась в Вене в 1916, в 18 лет она вынуждена была эмигрировать в США из оккупированной нацистами Европы , как политический беженец. Перед ее иммиграцией она изучала искусство с художницей Фридл Диккер, выпускницей школы Баухауз. Крамер работала вместе с ней, помогая социально-неблагополучным и психически травмированным детям, родители которых были политическими беженцами.
Во время войны Фридл Диккер-Брандейсова, была выслана в лагерь Терезин , который считался “образцовым гетто”, где она проводила художественные уроки с детьми. Эта работа Фридл Диккер отразила форму “художественной терапии”, с помощью которой она помогала заключенным детям использовать искусство, как способ выражения эмоций , чтобы справиться с их принудительным заключением в концентрационный лагерь.
Есть некоторое предположение, что Фридл Диккер, возможно, передала часть этой философии молодой Эдит Крамер, которая была вынуждена убежать в Америку.
Слайд 8
В США Эдит Крамер преподавала основы изобразительного искусства
, сначала в Небольшом Красном Школьном Доме в Нью-Йорке
и позже в Школе Wiltwyck для Мальчиков, где ей дали название “арт-терапевт”. В Школе Wiltwyck она работала с детьми, которые были отмечены, как “с нарушениями” , что помогло проявить ее интерес и веру в психоаналитическую теорию в работе.
Ее представления о терапии художественным творчеством , отраженные в письмах, базировались на собственном опыте, и Эдит Крамер лучше всего помнят за выделение связей между художественным произведением и понятием трансформации психической энергии в творческую. Теория Фрейда определяет сублимацию как процесс, в котором потребности и желания, являющиеся результатом бессознательных, инстинктивных влечений, преобразуются в социально продуктивный и приемлемый выход, который удовлетворяет первичную потребность.
Слайд 9
В 1958 была издана оригинальная работа Эдит Крамер,
Арт-терапия в Детском Сообществе (Art Therapy in a Children’s
Community), а в 1971 - Искусство как Терапия с Детьми(Art as Therapy with Children), ставшая настольным учебным материалом для выпускников ученой степени по программе арт- терапии в течение многих десятилетий.
Слайд 10
Эдит Крамер также приписывают понятие, что творческий процесс
есть, “заживляющий” фактор в успешной арт-терапии. Эдит Крамер также
полагала, что одной из выгод арт-терапии для человека является достижение удовлетворения, как результат создания заключительного художественного продукта. Это мировоззрение о важности творческого самовыражения привело ее к более полному раскрытию понятия , которое стало известным как "Art Therapist’s Third Hand.” (Третья рука арт-терапевта).
Слайд 11
Третья рука (Art Therapist’s Third Hand)
резюмирует собой
способность арт-терапевта , находясь рядом, облегчать и усиливать творческий
процесс человека , например, помогая в выборе материала, смешении красок для получения желаемого цвета или вмешательстве и поддержке в критические моменты во время создания произведения, создание безоценочного безопасного пространства. «Третья рука» иллюстрирует наши современные представления о сонастроенности и эмпатии , а также такого понятия, как «эмоциональный интеллект» .
Производит впечатление то, что Эдит Крамер имела отличную точку зрения о том, почему творческий художественный процесс помогает людям все возрастов найти удовлетворение и достигнуть восстановления своих внутренних душевных сил и целостности. Важно понимать, что в сердце она была действительно художницей, высказывая идею, что работа арт-терапевта помогала ей высвободить время, чтобы быть художником.
Слайд 12
В конечном счете искусство - то, к чему
она возвратилась в последние десятилетия ее жизни — потому
что для Эдит Крамер, по большому счету “искусство – это то, что говорит правду”, и эта правда, которую стоит исследовать в каждый осознанный момент жизни.
Слайд 13
В 2013 году в издательстве "Генезис" вышла на
русском языке книга Эдит Крамер "Арт-терапия с детьми". Автор
перевода Елена Макарова, исследованица творчества и жизненного пути художницы Фридл Дикер-Брандейс, в течение многих лет тесно сотрудничала с ее ученицей, ассистировала Эдит Крамер на арт-терапевтических семинарах.
Слайд 14
" Сохраняйте спокойствие и позвольте Вашему Творчеству сказать
свою правду." - Эдит Крамер.
Слайд 15
Показательно, как трактует лечебное воздействие художественного творчества другой
пионер арт-терапевтического направления — британец Адриан Хилл. Он первым
в Европе стал использовать термин «арт-терапия» в своих публикациях, однако, в отличие от Наумбург и Крамер, связывал исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».
Слайд 16
Адриан Хилл(Adrian Hill) (1895-1977) был британским художником
и первооткрывателем арт- терапии. Адриан Кит Грэм Хилл родился
в Чарлтоне, Лондон и получил образование в колледже Dulwich. Он изучал живопись в школе искусств Св. Иоанна в Королевском колледже искусств. Во время Первой мировой войны он был назначен официальным художником войны и многие из его картин и эскизов Западного фронта в настоящее время в коллекции Имперского военного музея. После войны он занялся живописью профессионально, а также преподавал в школе искусств Hornsey и Вестминстерской школе искусств.
Слайд 17
В 1938 году, в то время лечения
от туберкулеза в санатории Мидхарст, рисуя близлежащие объекты, обнаружил,
что рисунок помогает его выздоровлению. В следующем году терапия была введена в санаторий, и он был приглашен преподавать рисунок и живопись с другими пациентами, многие из которых раненые солдаты, вернувшиеся с войны. Хилл обнаружил, что практика искусства не только помогает пациентам отвлечься от их болезни или травмы, но и помогает освободить их от психического расстройства, выражая свою тревогу и сцены, свидетелями которых они были на войне, с помощью рисунка.
Слайд 18
В 1942 году Хилл впервые использовал термин арт-терапия
и в 1945 году опубликовал свои идеи в художественной
книге «Искусство против болезней. Он написал ещё много книг - бестселлеров о живописи и графике, а в 1950-х и начале 1960-х годов представлены телевизионные программы BBC для детей под названием 'Sketch Club. ». Позже он стал президентом Британской ассоциации арт-терапевтов.
Слайд 19
В отличие от художника А. Хилла, Ирэн Чампернон
получила психоаналитическое образование и хотя во время обучения на
нее сильное впечатление произвел Адлер, влияние Юнга оказалось наиболее значимым. Учась у Юнга и проходя личный анализ, она убедилась в значительных психотерапевтических возможностях художественного творчества
Слайд 20
Для подхода Чампернон характерно сочетание аналитических процедур с
созданием условий для самостоятельных занятий пациентов художественным творчеством, что
было реализовано ею на базе частной клиники под названием Уитмид- центр. В своей статье «Арт-терапия в Уитмид- центре» она, в частности, пишет: «Более 25 лет назад я пришла к осознанию того факта, что слова, в особенности прозаическая речь, являются слишком сложным инструментом для передачи наиболее глубоких наших переживаний. Для меня стало ясно, что наш внутренний мир наполнен визуальными, ауральными и телесными образами, являющимися наиболее подходящими вместилищами для тех чувств и представлений, которые было бы невозможно выразить иначе. Эти образы являются не только средством коммуникации между людьми, хотя в нашей деятельности это проявляется весьма наглядно, но и средством коммуникации между бессознательным и сознанием».
Слайд 21
Можно было бы привести еще
немало примеров различного
понимания арт-терапии и
механизмов ее лечебного воздействия,
однако приведенные
цитаты из работ
основоположников арт-терапевтического
направления на Западе
свидетельствуют о том, что
- одни из них делали акцент
на том, что художественное творчество
помогает психотерапевту установить
с клиентом более тесный контакт и
Получить доступ к его переживаниям,
-другие на том, что оно само по себе способно сублимировать
его чувства и давать выход деструктивным тенденциям,
третьи — на том, что исцеляющий эффект художественного творчества
достигается прежде всего благодаря отвлечению от «патологической
интроспекции» и созданию положительного настроя.
Слайд 22
Так что же такое арт-терапия?
Арт-терапевты создают для
клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия,
и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический прогресс представляет собой одну из форм диалога.
Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор.
Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения.
Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством художественной экспрессии (ВААТ, 1989, цит. по: Ша11ег, 1991).