Слайд 2
Задача –
определить характерные для романтизма:
модель мира;
концепцию человека;
концепцию творчества.
Слайд 3
основные признаки
классицизма и сентиментализма
Модель мира: единый,
централизованный, разумный
Концепция человека: жизнь подчинена долгу, герой – гражданин
и патриот
Концепция прекрасного: искусство должно создаваться по образцу, задача – обличение пороков
Единый, чувственный, природный
Жить = чувствовать, ценность человека определяется способностью чувствовать
Искусство должно заставить чувствовать, переживать, сопереживать
Слайд 4
РОМАНТИЗМ
(фр. romantisme) – художественное направление в
европейской литературе и культуре конца XVIII в. – первой
половины XIX в., представляющее собой реакцию на Просвещение.
Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворённой природы.
Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.
Слайд 5
Романтизм – литературное направление, возникающее накануне и после
решительных сдвигов в истории.
Для Европы – Французская
буржуазная революция и ее последствия.
Для России – Французская революция, Отечественная война 1812 года, годы реакции («аракчеевщина»).
Слайд 6
Возникновение романтизма в Европе
Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»
Надежда
и разочарование!
Великая французская революция всколыхнула всю Европу: казнь короля,
провозглашение республики – вспышка надежд, уверенность в скором приходе «свободы, равенства и братства».
Но революция вскоре обернулась террором и закончилась установлением империи Наполеона.
Слайд 7
РОССИЯ:
Отечественная война 1812 года, обещания реформ императора Александра
I, ожидание свободы.
Но: обещанные царём преобразования не осуществлялись, крепостное
право не отменено, крепнет движение декабристов (1825 г. -восстание на Сенатской площади).
Слайд 8
РОМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА / РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВОЕМИРИЕ
Мир в восприятии
романтиков противоречив и дисгармоничен:
с одной стороны – реальность,
гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы,
с другой – мечта, прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая.
Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием. Между этими двумя мирами – непроходимая пропасть.
Для романтизма также характерно контрастное противопоставление духовного и материального миров.
Слайд 9
Особенности романтического мировосприятия:
стремление к изображению фантастического,
смешение сна и
реальности, тема ночи,
устремленность в бесконечное,
тоска по дальним
экзотическим землям,
изображение природы в ее экстремальных состояниях
Слайд 10
РОМАНТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
исключительная личность, он велик своим духом,
высокими стремлениями, непокорностью и нежеланием мириться с обыденностью и
прозаичностью бытия;
герой-романтик устремлён к своему идеалу, чаще всего недостижимому, а потому удел романтика – одиночество, непонимание;
сущность концепции человека в романтизме – желание отразить все тонкости душевного состояния, богатство внутреннего мира во всей его сложности, показать необычного человека в необычных обстоятельствах.
Один из центральных романтических образов – путник, странник. Судьба романтического героя чаще всего трагична: бросая вызов обществу, судьбе, всему миру, романтик оказывается одиноким, изгнанным, непонятым и часто в этом противостоянии с судьбой гибнет.
Слайд 11
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ –
исключительная личность, он велик своим духом,
высокими стремлениями, непокорностью и нежеланием мириться с обыденностью и
прозаичностью бытия;
герой-романтик устремлён к своему идеалу, чаще всего недостижимому, а потому удел романтика – одиночество, непонимание;
идеалом для романтика становятся свобода, яркие характеры национальной истории, ушедшее, фантастическое.
Слайд 12
РОМАНТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА
Творец, по мнению романтиков, - избранник;
плата за избранничество высока – одиночество и непонимание.
Романтики утверждали
творческую активность художника, создающего свой особый мир, более истинный, нежели реальность. Творец не подчиняется правилам и канонам в искусстве.
Поэзия признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека.
Новые жанры: исторический роман, фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма. Необычайного расцвета достигла лирика.
Слайд 13
Русский романтизм. Периодизация:
1801-1815 годы – зарождение, тесно связан
с сентиментализмом. Одним из родоначальников русского романтизма принято считать
В.А. Жуковского.
1816-1825 годы – время развития романтизма. Романтизм выступает как самостоятельное направление. Центральная фигура русского романтизма этого периода – А.С. Пушкин.
1826-1840 годы – время самого широкого распространения романтизма в русской литературе: творчество Лермонтова, ранние произведения Гоголя.
Слайд 14
Первый русский романтик
Василий Андреевич
Жуковский – выдающийся поэт и общественный деятель, в своем
творчестве утверждал свободу от классических условностей, разрабатывал жанры романтической баллады и элегии.
Слайд 15
В.А. Жуковский. Баллады:
«Людмила» (1808)
«Светлана» (1808-1812)
«Лесной царь» (1818)
«Кубок» (1825-1831)
Элегии:
«Сельское кладбище» (1802)
«Вечер» (1806)
«Море» (1822)