Слайд 2
Ахматова Анна Андреевна (урожденная Горенко; 11 июня 1889,
Одесса — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область) —
русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из крупнейших русских поэтов XX века.
Родилась под Одессой. Ее отец А.А. Горенко был потомственным дворянином и инженером-механиком флота в отставке.
По материнской линии (И.С. Стоговой) Анна Ахматова являлась дальней родственницей Анны Буниной – первой русской поэтессы. Свой псевдоним она образовала от имени ордынского хана Ахмата, которого считала своим предком со стороны матери.
Слайд 3
Как и у Пушкина, детство и отрочество Анны
Ахматовой прошли в Царском селе. В ее памяти остался
и Петербург времен 19 века, а также Черноморское побережье под Севастополем, где она проводила каждое лето и получила свою кличку «дикая девочка» за то, что всегда была смелым и своенравным ребенком.
Слайд 4
Однако не все годы ее детства и отрочества
были счастливыми. В 1905 году родителям Ахматовой пришлось расстаться,
так как мать увезла дочерей, больных туберкулезом, в Евпаторию. Там Анна столкнулась с жестокой реальностью под названием жизнь, пережила любовную драму и даже совершила попытку самоубийства.
Последний класс гимназии она оканчивала в Киеве, после чего стала студенткой юридического факультета Высших женских курсов. Там Ахматова выучила латынь, что впоследствии помогло ей овладеть итальянским языком. Однако вскоре она теряет интерес к юридическим дисциплинам и поступает на Высшие историко-литературные курсы Раева в Петербурге.
Слайд 5
В 1910 году Анна выходит замуж и отбывает
на месяц в Париж вместе со своим супругом -
Николаем Гумилевым. Эта поездка была первым знакомством Ахматовой с Европой.
Благодаря Гумилеву Ахматова стала вращаться в литературно-художественной среде Петербурга, где быстро завоевала популярность, как поэтической манерой, так и своим обликом королевы, вдохновляющим многих известных художников.
Слайд 6
В 1912 году вышел «Вечер» - первый сборник
Анны Ахматовой, который сразу же заметили критики. В том
же году она стала матерью, назвав сына Львом.
Слайд 7
Второй сборник Анны Ахматовой под названием «Четки» выходит
перед началом Первой мировой войны, в 1914 году, который
сама поэтесса считала переломным в судьбе России. В период с 1914 до 1923 года данное собрание сочинений было переиздано целых 9 раз, что для «начинающего автора» было огромным успехом.
Слайд 8
В 1914 году Ахматова провожает своего супруга на
фронт, а после большую часть времени проводит в Тверской
губернии в имении Гумилевых Слепнево. Здесь она впервые сталкивается с истинно русской природой и крестьянской жизнью. Эти места поэтесса сравнивает с аркой в архитектуре, через которую она вошла в жизнь и быт своего народа. Здесь Ахматова пишет большую часть стихотворений, которые позднее вошли в сборник «Белая стая».
Слайд 9
Третий сборник сочинений Анны Ахматовой придал новое значение
акмеизму, а также показал совсем иной облик героини, которой
теперь были присущи не страдальческие черты, а скорее пророческие. Многие из стихотворений в данном сборнике были адресованы ее возлюбленному Борису Анрепу и Н.В.Н. (Николаю Недоброво). Однако ее неразделенные чувства к ним были описаны Ахматовой как эпизоды религиозного восхождения.
Слайд 10
Время Ахматовой – это период от рубежа 19-20
вв. до середины 60-х годов, в течение которого произошли
жестокие события: и две мировые войны, и революция, и сталинский террор, и блокада Ленинграда. Она пережила целую эпоху существования своей страны, по прошествии которой от той России, что знала Ахматова, не осталось и следа. В то время Анна была живым символом неразрывной связи времен, хранительницей погибшей культуры. Именно она смогла соединить русскую поэзию 19 и 20 столетий в единое целое, что, несомненно, отражалось в ее сочинениях после 1917 года.
Слайд 11
1918 год – начало массовой эмиграции. Страну покидают
самые близкие Ахматовой люди, среди которых и ее возлюбленный
Б. Антреп и подруга юности О. Глебова-Судейкина. Но сама поэтесса остается верной своей стране и остается в «глухой и грешной» России. В сторону эмигрантов Ахматова обращает свой гнев и негодование, считая, что, оставшись на Родине, можно было все искупить и исправить.
Слайд 12
Практически все близкие Ахматовой, оставшиеся в России, стали
жертвами сталинского террора.
Так в 1921 году был расстрелян
Николай Гумилев, место захоронения которого так и осталось неизвестным, а единственного сына Анны трижды арестовывали.
Остальные близкие ей люди, включая третьего мужа Ахматовой Н. Пунина, погибли в лагерях, будучи безвинно осужденными.
Слайд 13
В период с 1923 по 1935 год Анна
практически ничего не пишет. Критики называют Ахматову салонной поэтессой,
и с 1924 года ее прекращают печатать. Поэтесса уходит с головой в изучение сочинений Пушкина и архитектуры Петербурга, занимается переводами. Этот период Анна называет переломным в своей судьбе и связывает его с личностью В. Шилейко – ее вторым супругом, благодаря которому в ее творчестве зазвучало больше философских нот.
Слайд 14
Осенью 1935 года Ахматова приступает к работе над
«Реквиемом» (1935-1940). Тогда же были практически одновременно арестованы Н.
Пунин и Л. Гумилев.
В 1939 году имя Анны Ахматовой, наконец, возвращается в литературу, и ее принимают в Союз писателей. В 1940 году выходит сборник из шести книг.
В годы войны Ахматова находилась в Ленинграде, поэтому ее стихотворения были написаны от лица женщины из тыла.
Следующий сборник стихов Ахматовой выходит во времена войны в Ташкенте.
Слайд 15
В последние годы жизни Ахматова получила собственное жилье,
которого никогда не имела. Так у нее появляется возможность
написать большой сборник «Бег времени», который включил в себя стихи за полстолетия.
К началу 1960-х образовался «волшебный хор» учеников Ахматовой, который сделал счастливыми последние годы жизни великой поэтессы.
В 1964 году в Италии Ахматова была удостоена литературной премии «Этна-Таормина», а спустя полгода ей вручили мантию почетного доктора Оксфордского университета. Также она была выдвинута и на Нобелевскую премию.
Слайд 16
Позднее творчество Анны Ахматовой можно описать как «шествие
теней». Многие стихи, написанные после 1946 года, она посвятила
английскому дипломату Исайе Берлину, вновь открывшему в ней творческие силы. Наконец вышла и «Поэма без героя», над которой Ахматова работала на протяжении двадцати двух лет.
Слайд 17
Умерла Анна Ахматова ранней весной, а точнее 5
марта 1966 года в Москве. Отпевание было проведено в
ее любимом Петербурге, а похоронили ее в поселке Комарово.
Слайд 18
* * *
Мне голос был. Он звал
утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь
Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917
Слайд 19
Стихотворение ''Мне голос был. Он звал утешно'' было
написано в 1917 году.
Это произведение вошло в сборник
стихов ''Белая гвардия'', в котором личные переживания Анны Ахматовой связаны с событиями войны и приближающейся революции.
На смену интонациям живого разговора приходит ''одическая, пророчески-возвышенная'' манера письма, преобладают классические стихотворные размеры.
В этот период в лирику Ахматовой включается ''пушкинский слой'', стихи насыщаются цитатами и образами пушкинской поэзии , а также других классических поэтов и знаменитых современников.
Стиль Ахматовой соединил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии .События современности всегда находили отклик в ахматовской лирике, в том числе и события политические.
В стихах открыто говорится о неприятии революционных событий, одновременно с этим – о невозможности оставить Родину в дни испытаний.
Анализ стихотворения
Слайд 20
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы
во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И
от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
1917
Слайд 21
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник...» – одно из ранних
стихотворений поэтессы, которое вошло в книгу «Белая стая».
Ахматова
воссоздаёт ощущение течения времени, властно определяющего судьбу человека.
В её ранних стихах это находило выражение в столь часто встречающейся у неё прикреплённости происходящего к точно – по часам – обозначенному моменту. Понедельник – тяжёлый день. Может быть, именно поэтому следующие слова о любви так необычны.
Привлекает внимание “прерывистость” первых строчек. Этот приём придаёт стихотворению интонационную экспрессию. В таком начале чувствуется и связь с Блоком (“Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...”), с которым поэтессу связывала большая дружба.
Дробление стиха на части передаёт состояние покоя, однообразия и неизменяемости жизни.
Каждая лирическая деталь, выраженная существительным, включена в своеобразный лексический ряд, благодаря чему все детали соединяются в общую картину.
Вместе с тем здесь чётко обозначены время и место действия – героиня задумалась о любви, глядя на “очертанья столицы во мгле”.
Анализ стихотворения