Слайд 2
Тип урока: диспут
Цели урока:
Познакомить студентов с творчеством Андрея
Вознесенского и его поэмой «Ров»
Развивать культуру диалогического общения в
ходе обсуждения проблемы, коммуникативную компетенцию
Совершенствовать умения анализировать, выделять главное и делать выводы
Анализируя проблематику поэмы, учить студентов давать нравственную оценку происходящему в жизни
Формировать у молодых людей значимые моральные ценности , ответственность за свои слова и поступки, активную жизненную позицию
Слайд 3
Грозит ли нравственная деградация общества гибелью цивилизации и
духовности ?
Нужно ли нам, потомкам, помнить о прошедшей войне?
Проблемные
вопросы:
Слайд 4
Биографическая справка
Андрей Андреевич Вознесенский
(1933- 2010)
Слайд 5
Зимнее утро… Тысячи людей, собирая в котомки все
самое ценное, отправляются ко рву на 10-м километре Феодосийского
шоссе… Они понимают, что видят это солнце в последний раз, прощаются с родными и близкими, молятся… Таким стало 11 декабря 1941 года для крымских евреев и крымчаков. Немецко-фашистские оккупанты, занимая города, первыми же указами заставляли представителей этих народов встать на учет — чтобы впоследствии расстрелять, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. С 11 по 13 декабря в районе села Трудового под Симферополем убили более 12 тысяч человек. Каждый год приходят поклониться братским могилам те, кто смогли выжить.
Слайд 6
Поэма «Ров» – поэма-крик,
поэма-боль,
поэма-обвинение
Слайд 7
А.Вознесенский «Ров»
(декабрь 1985 — май 1986 г.)
В основе поэмы "Ров" - реальная история, ужаснувшая своим
кощунством Вознесенского.
Под Симферополем находится братское захоронение – во время Великой Отечественной войны фашисты расстреляли и закопали здесь, в противотанковом рву, больше 12 тысяч мирных жителей.
Находясь в Крыму, Вознесенский узнал, что сюда регулярно приезжают "черные копатели", которые в поисках наживы разрывают могилы, "копаются в скелетах, рядом с живой дорогой, чтобы крошить череп и клещами выдирать коронки при свете фар".
Вознесенский с возмущением говорит о том, что даже недавний суд над уличенными в надругательстве над могилами преступниками не смог "приостановить сознания этой сволочи", которая приходит сюда снова и снова, и с горечью констатирует "духовную эпидемию", постигшую человечество: "Не могилы они обворовывают, не в жалких золотых граммах презренного металла дело, а души они обворовывают, души погребенных, свои, ваши!".
Слайд 8
Я всю мерзость собрал на страницы,
как врач,
чтобы жечь тебя, алчь.
А. Вознесенский
Слайд 9
На этом уроке наш лексикон пополнится страшными словами:
Алчь
(от алчный) ― стремление к наживе, приобретению.
Деградация – постепенное
ухудшение, вырождение, упадок, снижение или утрата позитивных качеств.
Вандал – разрушитель культуры, варвар.
Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.
Мародер – тот, кто грабит население в районах военных действий, а также убитых и раненых на поле сражения, грабитель.
Слайд 10
Вопросы к анализу поэмы «Ров»:
Что послужило поводом к
написанию поэмы?
Какое название даёт поэт болезни, поразившей людей?
А
самих людей, творящих это чёрное дело?
Как оценивают свой поступок сами гробокопатели?
Почему они стали такими?
Уголовный или духовный процесс занимает автора?
Какая фраза постоянно повторяется в поэме? Как называется в литературе такой прием?
Куда ведет ров?
Слайд 11
Каждый год 9 мая
страна празднует годовщину Великой
Победы.
Возлагаются венки к мемориалам,
по улицам городов идут
нарядные ветераны с цветами, транслируется парад с Красной площади,
оставшиеся в живых однополчане встречаются в Москве на Театральной площади и на Поклонной горе.
Все торжественно и красиво…
Отзывы о фильме
Сейчас мирное время и лишь
немногие понимают, насколько они счастливые люди, что им не пришлось пережить ужасы войны, потому что описать словами ужасы войны невозможно. Люди стали циничными, на "остатках" от войны не прочь подзаработать, не брезгуют, появились группы новоиспеченных фашистов. Это современный мир, мир, в котором перестали ценить великий подвиг дедов.
Но этим четверым на своей шкуре придется испытать, как это- защищать Родину, насколько страшно, когда настоящие пули над головой свистят, когда гибнут родные и близкие, когда нет иного выхода, кроме как вперед, в атаку.
Конечно же, это только фантастика, но некоторых людей не мешало бы отправить на экскурсию вот в такую жесткую ситуацию, чтобы произошла переоценка ценностей, чтобы люди снова стали людьми.
Слайд 14
25 октября в деревне Погорелки Ржевского района Тверской
области с воинскими почестями были преданы земле останки 604
воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, личность 52 бойцов удалось установить. В церемонии захоронения приняли участие представители власти, общественных организаций, поисковые отряды, жители района, а также священнослужители Православной церкви и представители мусульман. Останки красноармейцев были обнаружены местным поисковым отрядом “Память”. На сельском мемориале в д. Погорелки, где уже похоронено более 2 тысяч советских воинов, вечный покой обрели еще 604 их собрата по войне.
Слайд 15
12 сентября 2014 года
МВД республики Мордовия возбудило уголовные
дела
о вандализме
(часть 1 статьи 214 УК)
против
двоих жителей Саранска, предположительно севших на памятник местным участникам Великой Отечественной войны.
«Ты куда ведешь, ров?»
Слайд 16
Их обвиняют в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а» и
«б» части 2 статьи 244 УК РФ
(осквернение мест
захоронения, надмогильных сооружений, совершённое группой лиц по предварительному сговору в отношении архитектурного сооружения, посвящённого борьбе фашизмом).
В 2014 году во Ржеве состоялся суд над юными вандалами, осквернившими вечный огонь.
На скамье подсудимых - трое молодых парней, станцевавших на мемориале со спущенными штанами.
«Ты куда ведешь, ров?»
Слайд 17
Адское пламя.
6 февраля 2008 года
в городе Кольчугино
Владимирской области четверо подростков заживо сожгли человека на Вечном
огне.
Местные власти пытались замять данное преступление, несмотря на то, что речь уже не о факте вандализма, а об убийстве.
Подростки находились в состоянии опьянения.
Убитый, Алексей Денисов, сделал юношам замечание за то, что они демонстративно развлекались прямо на воинском мемориале.
Убийц приговорили к разным срокам лишения свободы — от 9 лет в колонии до 18 лет строгого режима.
На панихиде после скандального случая местный священник плакал, а ко Дню Победы кольчугинское духовенство освятило Вечный огонь.
«Ты куда ведешь, ров?»
Слайд 18
Действия этих «одноклеточных» молодчиков нанесли оскорбление памяти защитников
Отечества, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей
Родины.
Они оскорбили и унизили каждого ветерана, патриота России.
Краевой совет ветеранов Ставрополя с глубоким возмущением воспринял информацию о том, что группа молодых недорослей устроила эротическую фотосессию на фоне мемориала, посвященного Великой Отечественной войне.
«Ты куда ведешь, ров?»
Слайд 19
Ни один здравомыслящий человек
не может остаться равнодушным
к
этим событиям.
Старая мудрость гласит:
«Не плачьте об умерших – плачьте
о потерявших душу и совесть».
Слайд 20
А Роберт Рождественский в своей поэме «Реквием» утверждал:
Всё
живое -
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им,
эта слава, —мёртвым?..
Вспомним
всех поимённо,
горем
вспомним
своим...
Это нужно —
не мёртвым!
Это надо — живым!
Слайд 21
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 22
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 23
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 24
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 25
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 26
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 27
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 28
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 29
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 30
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 31
Стасис Красаускас «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
Слайд 32
Пусть
не все герои, —
те,
кто погибли, —
павшим
вечная слава!
Вечная слава!!