Слайд 2
Поет зима — аукает,
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
Мохнатый лес баюкает
И жмутся поплотней.
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской
глубокою
А вьюга с ревом бешеным
Плывут в страну далекую
Стучит по
ставням свешенным
И злится все сильней.
Седые облака.
А по двору метелица
И дремлют пташки нежные
Ковром шелковым стелется,
Под эти вихри снежные
Но больно холодна.
У мерзлого окна.
Воробышки игривые,
И снится им прекрасная,
Как детки сиротливые,
В улыбках солнца ясная
Прижались у окна.
Красавица весна
Слайд 3
ЗИМА – суровое время года,
особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели –
каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу. Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.
Слайд 4
Сергей Александрович Есенин
Русский поэт еще в начале своего творчества
написал стихотворение «Поет зима – аукает» , об анализе которого и
пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.
Слайд 5
Действительно, образ зимы , появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с
ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном
случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый» : наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы.
Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи , которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.
Слайд 6
Таким образом, зима у Есенина
словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим.
На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.
Слайд 7
Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление
сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с
сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна , который видят несчастные замерзшие воробышки.
Слайд 8
Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака
плывут с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки
прижались; пташки озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится весна
Эпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковром
Неологизм: стозвон
Сравнение: как детки сиротливые
Антитеза: пташки – вьюга; вихри - весна
Слайд 9
Олицетворения: зима аукает и баюкает; метелица ковром шелковым стелется; а вьюга злится
все сильней .
Все это – отголосок народных представлений о природе,
наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.
Слайд 10
Понятие о лирическом герое
Автор - Сергей Александрович Есенин,
который написал лирическое стихотворение о зиме.
Лирический герой — субъект
высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.
Слайд 11
Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа
состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй
строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.
Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.