Слайд 2
Официальный комментарий
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве
как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют
на его устремления и поступки.
Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума
Слайд 3
Примерные темы по направлению
Слайд 4
1. Внутренний конфликт: чувства против разума.
2. "Разум
дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди
живут чувствами". (Э.М. Ремарк).
3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести". (В.Г. Белинский).
Слайд 5
4. "Разум и чувство — две силы,
равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они
одна без другой". (В. Г. Белинский)
5. "Есть чувства, восполняющие и затемня-ющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств". (М.Пришвин).
6. "Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь". (Пифагор).
Слайд 6
7. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она
приобретается не иначе, как победой над страстями".
(Н.В. Гоголь).
8. "Разуму не постичь надобностей сердца". (Люк де Клапье Вовенарг).
9. "Пусть разум твои направляет дела. Он душу твою не допустит до зла". (Фирдоуси)
Слайд 7
10. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна
воспитывать сердце". (Ф.Шиллер).
11. "Если допустить, что жизнь человеческая
может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни". (Л.Н.Толстой).
12. Может ли любовь быть разумной?
Слайд 8
Обратимся к словарям
РА́ЗУМ, разума, муж.
1. только ед. Высшая
ступень познавательной деятельности человека, способность логичес-ки мыслить, постигая смысл
и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.
2. только ед. Ум, интеллект, в противополож-ность чувству.
Слайд 9
ЧУ́ВСТВО, чу́вства, ср.
1. Способность живого существа воспринимать внешние
впечатления, ощущать, испытывать что-н.
2. преимущ. мн., ед. в
том же знач., что мн. Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.
3. чего. Самый процесс ощущения, восприятия чего-н. (книжн.).
4. чего и какое. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает.
5. Любовь, испытываемая кем-н. к кому-н. (разг.).
Слайд 10
ЛЮБО́ВЬ
нравственно-эстетич. чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении
к своему объекту. Понятие Л. многозначно: существует Л. к
делу, идее, родине, человечеству, личности. Специфич. содержанием Л. является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Духовная близость в Л. ощущается как постоянное взаимное мысленное присутствие, как такое отношение любящих, когда один человек направляет свои помыслы и чувства к другому и оценивает свои поступки в соответствии с его взглядами.
Слайд 11
Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его
объект среди других и помещающего его в центр жизненных
потребностей и интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.).
Слайд 13
Методические рекомендации
История русской литературы, представленная сменой одного литературного
направления другим, показала различное соотношение понятий «разум» и «чувство»
В
эпоху Просвещения разум становится ключевым понятием, определяющим мировоззрение человека того времени. Это естественным образом отразилось и на представлениях писателей о том, какими должны быть герои их произведений и система ценностей личности. Чувства и личные интересы отодвигались на второй план, уступая первенство долгу, чести, служению государству и обществу.
Это не означало, что герои лишены страстей, эмоций – зачастую это весьма пылкие юноши, способные искренне любить. Для классицизма важнее другое – насколько герои способны побороть свои личные интересы и с холодным рассудком исполнить чувство долга перед Отечеством.
Слайд 14
На смену классицизму приходит сентиментализм, а позже и
романтизм с кардинальным поворотом к категории «чувство».
Чувства героя, его
страсти и переживания становятся ключевыми аспектами художественного исследо-вания писателями-романтиками. Они изображали сильные характеры, которые руководствовались стремлением к идеалу, абсолюту, осознавали пошлость окружающей действительности и невозможность найти тот самый идеал в этом мире. Это порождало неизбежный конфликт их с миром, приводило к изгнанничеству, одиночеству, скитаниям, а зачастую и вовсе к смерти.
Слайд 15
В период угасания романтизма и прихода на смену
ему реализма многие писатели остро ощущали необходимость отразить этот
процесс в художественных произведениях. Одним из приемов реализации этого становится столкновение в произведении образов героев, символизирующих собой разные типы личностей – романтиков и реалистов.
Слайд 16
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Н.М.Карамзин
«Бедная Лиза»
М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Маскарад», «Герой нашего времени»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», «Мёртвые души»
И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Ася»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
А.П.Чехов «Дама с собачкой», «Ионыч», «О любви»
И.А.Бунин «Тёмные аллеи»
А.И.Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет» …