Слайд 2
\
Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837,
напечатана в 1838-м), которая была написана в один год со «Смертью поэта», а вышла наряду с «Тамбовской казначейшей», отражающей её высокий трагизм в кривом зеркале современности.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Слайд 3
Гусляры
Художник В.М.Васнецов
Слайд 4
Боярский пир времён Ивана Грозного
Художник И.Я.Билибин
Слайд 5
«Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого
правления Ивана Грозного, “бездну ужасов тиранства” (Н.М. Карамзин). XVI век
— один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика.
Слайд 6
Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей
были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана
падал на целые семьи. В своей «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин пишет об “адских вымыслах тиранствах”, о “всех способах терзать человечество”, о жестоких пытках непокорных россиян: “Смерть казалась тогда уже лёгкою: жертвы часто требовали её как милости… были сделаны для мук особенные печи, железные клещи, острые ногти, длинные иглы; разрезывали людей по суставам, перетирали тонкими верёвками надвое, сдирали кожу, выкраивали ремни из спины…” Дружины опричников с собачьими головами и мётлами на сёдлах наводили ужас на русские города.
Слайд 7
«Песня…» была написана во время пребывания Лермонтова на
Кавказе — “от скуки, чтобы развлечься во время болезни,
не позволявшей ему выходить из комнаты” (свидетельство А.А. Краевского). Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса иной эпохи.
Слайд 8
Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в
своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих
«Песни…» приближен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, “перехваты”, повторы.
Слайд 9
В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как
и сведения о похищениях красивых жён знатных людей, которые
поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, а не заботился о благосостоянии их семей, как это происходит в «Песне…». XVI век в изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются “за кадром”. Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охвативший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из “славной семьи из Малютиной”, нарушение царём своей клятвы помиловать победителя.
Слайд 10
Да и основной конфликт поэмы — конфликт между
удалым, благородным, независимым Калашниковым и кромешником, “лукавым рабом” царя
Кирибеевичем, — безусловно, прочитывается в контексте “лютого времени”. Проблематика поэмы не сводится к противопоставлению века незаурядных людей и унылой современности.
Слайд 11
Царь
Иван Васильевич
Кирибеевич
Купец
Калашников
Алёна
Дмитриевна
Герои произведения
Слайд 12
В.М.Васнецов «Иван Грозный»
1883-1884
Слайд 13
Илья Репин "Иван Грозный и сын его Иван
15 ноября 1581 года"
Слайд 15
Иван Грозный
Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”
писал об Иване Грозном, что он “имел разум превосходный,
не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…”.
Слайд 16
Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается,
наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что
его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.
Слайд 17
Кирибеевич
Удалой боец, буйный молодец
Очи тёмные, очи бойкие
Голова
кудрявая, усы
широка грудь, руки сильные, сильные плечи
Шуба бархатная, парчевой
кафтан с кушаком шёлковым, шапка алая бархатная, чёрным соболем отороченная
Слайд 18
Степан Парамонович Калашников
Молодой купец, статный молодец
Удалой боец, лихой
боец
Очи соколиные
Могутные плечи
Кудрява борода
Слайд 20
Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так
как его дело правое: он защищает честь своей семьи.
Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Кирибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова:
Слайд 22
Не произноси имени господа твоего всуе
Да не будет
у тебя других богов перед лицом моим
Возлюби ближнего своего
как самого себя
Почитай отца твоего и мать твою
Не убий
Не укради
Не прелюбодействуй
Не сотвори себе кумира
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего
Слайд 23
Безродность
Страсть
Не православная вера
Несправедливая высшая власть
Род, семья
Семейные устои
Православная вера
Чувство
собственного достоинства, семейная честь
Слайд 24
Алёна Дмитриевна
Ходит плавно – будто лебёдушка, смотрит сладко
– как голубушка, молвит слово – соловей поёт.
Щёки румяные,
косы русые, золотистые
Узорный платок, фата полосатая бухарская
Слайд 26
Кирибеевич и Алена Дмитриевна
Художник И.Я.Билибин
Слайд 30
...Я убил его вольной волею,
А за что,
про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу
единому.
Слайд 31
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне
Закажите ей меньше
печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать...