Слайд 3
Способы изображения действительности
Слайд 5
Художественный образ
«Художественный образ — картина жизни, созданная при
помощи воображения, выражающая мысли и чувства писателя и вызывающая
наши ответные переживания».
Слайд 6
К. Ковальджи «Следы»
Белый лес. Пугливая дремота
И морозный неподвижный
дым.
Валенки и маленькие боты
На снегу оставили следы.
Валенки ступали по-мужскому,
Боты
— как-то легче и нежней.
Вздрогнула синица. Хрустким комом
Снег, шурша, осыпался с ветвей.
Маленькие боты вдруг пропали.
Не ищи,— напрасные труды.
Валенки в сугробах оставляли
Более глубокие следы.
Слайд 7
Средства изобразительности
Созданию яркого художественного образа во всех видах
искусства способствуют такие средства, как метафора, ассоциация, обобщение, подтекст...
Слайд 8
Метафора.
Картина И. Левитана «Владимирка»
Слайд 13
Подтекст
Подтекст — скрытый смысл, вытекающий из соотношения словесных
значений с контекстом.
Я. Княжнин, писатель ХVIII века, отмечал, что
читать можно трояким способом: читать и ничего не понимать,
читать и понимать всё,
читать и понимать даже то, о чем «пишет» автор между строк.
Слайд 15
Федор Иванович Буслаев (1818—1897)
«ЛИТЕРАТУРА ПРИЗВАНА
ДУХОВНО РУКОВОДИТЬ НАРОДОМ
В ЕГО
ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ,
ОНА ДУХОВНО ПУТЕВОДИТЕЛЬСТВУЕТ
НАЦИИ»
Слайд 16
Главным в семье считалась жизнь духовная, которая предполагает,
что все таланты, данные человеку Богом, необходимо реализовывать —
развивать в жизни земной. Таланты Федора были налицо, поэтому как-то сразу определилось, что будет он не чиновником, а человеком ученым.
В 1833 году Федор Буслаев окончил пензенскую гимназию и поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета.
Слайд 17
Ранняя встреча с В.Г. Белинским — известным в
свое время критиком, революционно-демократическим деятелем и педагогом, несомненно, наложила
свой отпечаток и на личность Федора Буслаева
Слайд 18
Ф.И. Буслаев усвоил уроки учителя: еще в студенческие
годы он стал по-настоящему эрудированным человеком и полиглотом —
овладел несколькими языками: немецким, французским, итальянским, испанским, польским, болгарским, а также «мертвыми» языками: санскритом и древнееврейским. Для чего это ему было нужно? Чтобы читать на этих языках рукописи, чтобы понять историю развития того или иного народа.
Слайд 19
Главной темой научной деятельности Ф И. Буслаева была
тема связи истории языка с историей страны. Именно поэтому
Буслаев изучал диалекты русского языка середины ХIХ века, именно поэтому он подверг научному анализу древнерусскую литературу:
ученый считал, что язык — носитель культурной, духовной памяти народа, а литература — духовный его руководитель.
Слайд 20
В своем словаре диалектных говоров Ф.И. Буслаев во
вступлении дает законченную картину образования общерусского литературного языка на
Московской земле, где встретились, сплелись и отлились в прекрасные формы все наречия и словесные богатства Русской земли.
Слайд 21
Буслаева еще при его жизни стали называть «наставником
и хранителем»: наставником двух наследников престола Российского и своих
многочисленных учеников, затем наставником читателей и последователей его дела; хранителем истории русского народа, русского языка, устного народного творчества и литературы.
Слайд 22
,,История русской словесности, в том ее значении, как
она служит выражением духовных интересов народа”
,,Исторические очерки русской народной
словесности и искусства”
Слайд 23
Научные идеи Ф. И. Буслаева
1. Идея осознания
отечественного языка как основы развития каждой отдельной личности.
2. Идея
учета психологических особенностей школьников в процессе их обучения.
3. Идея преобладания эвристического метода в преподавании отечественного языка.
4. Идея чтения литературных классических произведений.
5. Идея развития речи учащихся, которая основана на понимании единства языка и мышления и на отборе первоклассного литературного материала для изложений и сочинений.)
Слайд 24
...Надобно знать, чтó любишь;
а чтобы знать настоящее,
дóлжно
иметь сведение о прошедшем.
Н.М. Карамзин
Слайд 25
«История государства Российского»
«История государства Российского» (1816—1818), созданная Н.М.
Карамзиным, не только породила моду на «историческое чтение», но
и пробудила интерес к историческим корням русского народа, его духовности, его победам.
Слайд 26
Фольклор
Русские народные песни
Частушки
Предания…
Слайд 27
Древнерусская литература
Житие.
Воинская повесть.
Русская история в картинках
Житие Александра Невского
Шемякин
суд
Слайд 28
Литература 18 века
Д.Фонвизин «Недоросль»
Слайд 29
И.А.Крылов
Басня «Обоз»
Басня
«Лягушки, просящие царя»
Слайд 35
М.Е.Салтыков-Щедрин
«История одного города»
Слайд 45
Писатели улыбаются
Тэффи (Надежда Александровна ЛОХВИЦКАЯ )
М. Зощенко
Слайд 46
А.Т.Твардовский
«Василий Тёркин»
Слайд 47
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
М. Исаковский
Л.Ошанин
Б.Окуджава
А.Фатьянов
Слайд 48
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе
и о себе
И. Анненский
Д. Мережковский
Н. Заболоцкий
Н.Рубцов
Слайд 50
Дж. Свифт
«Приключения Гулливера»
Слайд 52
Творчество писателя и творчество читателя
Творчество писателя сводится к
следующей взаимосвязи: познанные им общие закономерности
жизни (которые существуют точно
так же, как закономерности природы, экономики, развития общества) воплощаются в конкретные художественные образы.
Творчество же читателя «направлено» в обратную сторону: конкретный персонаж способствует познанию его абстрактной сути, того «всеобщего», что составляет основу личности человека и определенное
его поведение.
Слайд 53
Вывод:
Известно, что познавать мир можно двумя способами: с
помощью науки и благодаря литературе (искусству). И в наше
рациональное время нельзя недооценивать второго, нельзя подходить к искусству с точки зрения практической пользы. Иначе станем людьми ущербными — дурачками… Не в сказочном смысле этого слова.
Слайд 55
Сергей Образцов
Мы никогда не узнаем ,о чем советовался
каждый читатель с Пушкиным, Чеховым, Горьким, но советовались все,
кто их любил. А таких миллионы. Сколько человеческих душ сформировали эти писатели, сколько людей уберегли от душевного растления, неверия в человека, от пошлости, от кривляния! Скольких заставили задуматься о смысле жизни и направили на поиск этого смысла!
Слайд 56
Юрий Гагарин
Я вспоминаю книги Островского и Толстого, Горького
и Пушкина, Маяковского и Шолохова и говорю: спасибо вам,
мои любимые писатели, первооткрыватели и учителя, наставники и товарищи, за всё: за вдохновение, за школу, за уроки жизни!
Слайд 57
Ю.П. Вронский. «СТРАНСТВИЕ
КУКШИ ЗА
ТРИДЕВЯТЬ
МОРЕЙ»
Слайд 58
"Око за око, зуб за зуб" - таков
языческий закон кровной мести. И Кукша, мальчик из древнеславянского
племени, убегает из дома, чтобы отомстить иноземцам за оскорбление матери. Но норвежские викинги похищают мальчика, и это становиться началом его удивительных странствий. Пройдя морским путем "из варяг в греки", он испытывает много необычайных приключений, встретит друзей в славной Византии, станет очевидцем крещения киевлян и вернется домой настоящим воином, а главное - воином Христовым...
Слайд 59
Сюжет
1-й эпизод — «Пленение Кукши».
2-й эпизод — «Жизнь
Кукши в Скандинавских странах, у мурмáнов»;
3-й эпизод — «Поход
викингов на Рим»;
4-й эпизод — «Кукша в Царьграде»;
5-й эпизод — «Кукша в Киеве».
Мурмáны — норвежцы
http://www.litmir.co/br/?b=236361&p=2
.
Слайд 60
Народы Русского Севера в Х—ХII вв.
Верования и быт
восточных славян до Крещения Руси.
Кто такие варяги и как
они пришли на Русскую землю.
Крещение Руси солунскими братьями — чернецом Мефодием и священником Константином.