Слайд 3
Тропы-слова или обороты речи в переносном, иносказательном, образном
смысле.
Слова могут употребляться как в собственном, так и в
переносном значении. Например, в выражениях: острый нож, твердый камень, слова «острый» и «твёрдый» употреблены в собственном смысле; в выражениях же острый ум, твердый характер эти же самые слова употреблены в переносном значении.
Слайд 4
Эпитет-художественное определение,ярко и образно рисующее наиболее существенный признак
предмета или явления.
Отговорила роща золотая
Березовым весёлым языком…
С. Есенин Ночевала тучка золотая … М. Лермонтов
Слайд 5
Сравнения- слова или выражения, содержащие уподобление одного предмета
или явления другому. Простейшая форма сравнения использует связующие слова:
как, словно, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т.д.
И стоит, словно зеркало,пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана;
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
(А.Пушкин)
Слайд 6
Метафора (от греч. «перенесение»)-троп, состоящий в употреблении слов
и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии,
сходства, сравнения.
Мы пьём из чаши бытия
С закрытыми глазами,
Златые омочив края
Своими же слезами…
М.Ю.Лермонтов
…
Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, закат пылает, стрелка часов…
Слайд 7
Олицетворение- присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
Но
вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем
за собою
Весёлый праздник именин.
(А.Пушкин)
Руки милой-пара лебедей- в золоте волос моих ныряют. ( С .Есенин)
Слайд 8
Метонимия (от греч. «переименование»)- поэтический троп , замена
одного слова (понятия) другим словом (понятием),имеющим причинную связь с
первым.
С них отражал герой безумный,
Один в толпе домашних слуг,
Турецкой рати приступ шумный,
И бросил шпагу под бунчук.
(А.Пушкин)
Не то на серебре-на золоте едал . (А.Грибоедов)
Слайд 9
Синекдоха (от греч. «соотнесение»)-разновидность метонимии, перенос значения по
количеству – большее вместо меньшего или наоборот.
Скажи-ка, дядя, ведь
не даром
Москва спаленная пожаром
Французу отдана?
(М.Лермонтов)
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
(М.Лермонтов)
Слайд 10
Гипербола( от греч. «преувеличение»)-поэтический приём чрезмерного преувеличения или
уменьшения предмета, для выражения восторга, изумления, негодования и т.п.
У того-
револьверы
в четыре курка,
сабля
в семьдесят лезвий
А у этого
- рука
и ещё рука
Да и та
за пояс ткнута
(В. Маяковский)
В сто сорок солнц закат пылал.
(В.Маяковский)
Слайд 11
Литота(от греч. «простота»)- художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе,
используемый для изобразительно-выразительных свойств речи.
Тучи в клочики,
В клочочки -
клочишки
(В.Маяковский)
Мальчик-с-пальчик
Слайд 12
Перифраз(от греч. «пересказ»)- образный оборот, выражение, которое употребляется
вместо какого-либо слова или словосочетания.
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял
торжественный венок .
(М.Ю.Лермонтов)
Слайд 13
Ирония(от греч. «притворство»)- выражение насмешки или лукавства посредством
иносказания.
Ай, Моська, знать, она сильна,
Что лает на слона.
(И.Крылов)
Откуда, умная, бредешь ты ,голова?
(И.Крылов)
Гротеск- искажение или смещение норм действительности.
Образ Органчика из « Истории одного города»
М.Салтыкова – Щедрина.
Слайд 14
Сарказм-злая ,горькая или гневная насмешка. «Размышление у парадного
подъезда» (Н.Некрасов)
Каланбур-звуковое сходство слов.
Наш медик в рот больным без
счету капли льет. Однако от того ни капли пользы нет. ( М. Херасков)
Слайд 16
Фигура - изменение «естественного» порядка слов в синтаксической
конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних», с
точки зрения «естественной» речи, лексических элементов),ради достижения дополнительной выразительности.
Слайд 17
Антитеза (от греч. «противопоставление»)- сопоставления или противопоставления контрастных
понятий и служит для усиления впечатления.
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень.(А.Пушкин)
Слайд 18
Оксюморон (от греч. слова «остроумно-глупое»)-сочетает контрастные по значению
слова.
Свободные рабы,
живой труп,
оптимистическая трагедия.
Таинственно шумит лесная тишина.(
И. Бунин)
Слайд 19
Повтор- фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов,
синтаксических конструкций и усиливающая выразительность высказывания.
-звуковые повторы гласных звуков-
ассонанс (красивая- неугасимая) ; неточная рифма с несовпадающими ударными гласными- диссонанс (розовый – разовый).
-лексико-синтаксические повторы -повторение слова в начале строки – анафора ,в конце строки - эпифора, целого стиха - рефрен.
Тороватому боярину слава!
И красавице боярыне слава!
(Некрасов)
Слайд 20
Градация(от лат. «постепенность»)-слова располагаются в порядке усиления или
ослабления признака.
Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. (А.С.Пушкин)
Анафора-повторение слов.
Не напрасно дули ветры. Не напрасно шла гроза. ( С.Есенин) Параллелизм-одинаковое синтаксическое построение предложений. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький)
Слайд 21
Риторический вопрос-фигура,в которой в форме вопроса содержится утверждение,не
требующее ответа.
Зачем семьи родной безвестный круг
Я покидал? Всё сердце
грело там…
(М. Лермонов)
Слайд 22
Риторическое восклицание(от греч. «оратор»)- стилистическая фигура, которая служит
для усиления эмоционального восприятия.
Звенит и буйствует природа.
Я соучастник ей
во всём!
(А. Блок)