Слайд 2
Санкт (Santa- святой) (лат.)
Петер (Peter- камень,
скала) (греч.)
Бург (Burg- замок, крепость) (нем.)
Санкт - Петербург
Слайд 3
11/19/2021
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы
державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,…
А. С. Пушкин
.
Слайд 5
11/19/2021
План:
Улицы
Люди
Внутренний интерьер
домов
Слайд 6
11/19/2021
На улице жара стояла страшная, к
тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль
и та особенная вонь…
Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.
Слайд 7
11/19/2021
Было около девяти часов, когда он проходил по
Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках
и в лавочках запирали свои заведения, или снимали и прибирали свой товар, и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя.
Часть 1, глава 5
Слайд 9
11/19/2021
…прошел он весь Васильевский остров, вышел на Малую
Неву, перешел мост и поворотил на Острова. Зелень и
свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных.
Слайд 10
11/19/2021
Вывод:
Петербург – душный, пыльный, вонючий, отвратительный, грустный, пыльный,
давящий.
Улочки узкие, грязные, тесные.
Слайд 11
11/19/2021
…квартал был таков, что костюмом здесь было трудно
кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по
преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы удивляться при встрече с иною фигурой.
…………………………………………………………………………
В распивочной на ту пору оставалось мало народу. Кроме тех двух пьяных, что попались на лестнице, вслед за ними же вышла еще разом целая ватага, человек в пять, с одною девкой и гармонией.
…………………………………………………………..
…внутренняя дверь отворилась настежь, и из нее выглянуло несколько любопытных. Протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками.. Виднелись фигуры в халатах и совершенно нараспашку, иные с картами в руках.
Слайд 13
11/19/2021
Каких людей мы видим?
Люди в лохмотьях, пьяные, жалкие, убогие, униженные. И, в
то же время, развратные, порочные, равнодушные.
Это создает ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.
Слайд 14
11/19/2021
Жёлтый цвет постоянно упоминается в романе. Жёлтая, похожая
на “гроб”, каморка Раскольникова с “жёлтенькими, всюду отставшими от
стены обоями”, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова. У старухи в комнате на стенах мы видим картинки в желтых рамочках, желтые обои, всюду стоит желтая мебель. У Порфирия Петровича также стоит мебель из желтого полированного дерева. У Сони, которая живёт по “желтому билету”, в комнате желтоватые обои.
“Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару”; “Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою...”
Слайд 15
11/19/2021
Цвет домов, улиц, интерьера, предметов –
желтый. Что символизирует болезненность, создает глубокое впечатление всеобщей убогости.
Слайд 16
11/19/2021
Каков внутренний интерьер домов?
Каморка Раскольникова:
Это была крошечная клетушка,
шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с
своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями, и до того низкая, что всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежала несколько книг и тетрадей; и, наконец, неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, а теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, … Перед софой стоял маленький столик.
Слайд 18
11/19/2021
Комната старухи-процентщицы:
Небольшая комната, с желтыми обоями, геранями и
кисейными занавесками на окнах. Мебель вся очень старая и
из желтого дерева, состояла из дивана, круглого стола, туалета с зеркальцем, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках.
Комната Мармеладовых:
Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. В самой же комнате было только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.
Слайд 19
11/19/2021
Люди живут не в квартирах, а
в убогих «клетках», «углах», которые создают ощущение безысходности, повальной
нищеты и отвращения. Потолки давят, спальные места похожи на гробы, стены вот-вот рухнут. И всё это в мрачной серо-желтой цветовой гамме.