Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе Готовимся к анализу лирического произведения ( 5-9 класс)

Содержание

План анализа поэтического текста1.ПОЭТИЧЕСКАЯ "ЗАСТАВКА":1)Об авторе (своеобразие творчества поэта; литературное течение)2)О стихотворении (эпиграф или посвящение)З) Дата написания с историческим и биографическим содержанием4)Связь стихотворения с эпохой, если это необходимо для понимания основной идеи2. ТЕМАТИКА 3. ПРОБЛЕМАТИКА4.ПАФОС ПРОИЗВЕДЕНИЯ5.
ОГКОУ школа-интернат I-II вида Костромской областиПособие для педагогов и учениковУниверсальный конструкторпо подготовке План анализа поэтического текста1.ПОЭТИЧЕСКАЯ Справочная полкаЭпиграфПосвящениеода, песняпослание, романссонет, стансыстихотворение, элегияэпиграмма, эпитафиямадригал, гимнТропы и фигуры ЭПИГРАФ — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В ОДА — это лирическое стихотворение, в котором выражается чувство восторга, вызванное каким-либо СТА́НСЫ - (от итал. - строфа; буквально – местопребывание, остановка) – элегическое Эпиграмма - краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.Эпитафия- небольшое стихотворение, посвященное автором памяти ПРИЕМЫ раскрытия образов (портрет, интерьер, пейзаж, действия и поступки, мысли и переживания, ТРОПЫ И ФИГУРЫ(языковые средства образногораскрытия идейного содержания произведения и авторскойоценки)СРАВНЕНИЕ ЭПИТЕТ МЕТАФОРА СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком ( ЭВФЕМИЗМ - замена УМОЛЧАНИЕ - не сказанное, но легко домысливаемое.ПЛЕОНАЗМ - употребление слов, излишних для СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:- ЯМБ— - двусложная стопа с ударением на втором слоге: И РИФМА- звуковой повтор в конце строк.Способ рифмовки:а) перекрестная - абаб;б) кольцевая - Звукопись. Фонетические особенностиЗВУКОПИСЬ усиливает впечатление от поэтического текста: Люблю грозу в начале Использованные ресурсы:http://www.licey.net/lit/slovar/pesnya http://enc-dic.com/lit/Jepigraf-603/https://otvet.mail.ru/question/29827922http://slovarionline.ru/slovar_literaturovedcheskih_terminov/page/gimn.70/
Слайды презентации

Слайд 2 План
анализа поэтического текста
1.ПОЭТИЧЕСКАЯ "ЗАСТАВКА":
1)Об авторе (своеобразие творчества

План анализа поэтического текста1.ПОЭТИЧЕСКАЯ

поэта; литературное течение)
2)О стихотворении
(эпиграф или посвящение)
З) Дата написания

с историческим и биографическим содержанием
4)Связь стихотворения с эпохой, если это необходимо для понимания основной идеи
2. ТЕМАТИКА
3. ПРОБЛЕМАТИКА
4.ПАФОС ПРОИЗВЕДЕНИЯ
5. ЖАНР стихотворения:
ода, песня, послание, романс, сонет, стансы, стихотворение, элегия, эпиграмма, эпитафия, мадригал, гимн
6.Характеристика лирического героя
7. ИДЕЯ
8. Композиция
9. Приемы раскрытия образа
-лексика
-сюжет
-тропы и фигуры
10. Размер
11.Рифма
12.Звукопись. Фонетические особенности


Слайд 3 Справочная полка
Эпиграф
Посвящение
ода, песня
послание, романс
сонет, стансы
стихотворение, элегия
эпиграмма, эпитафия
мадригал, гимн
Тропы

Справочная полкаЭпиграфПосвящениеода, песняпослание, романссонет, стансыстихотворение, элегияэпиграмма, эпитафиямадригал, гимнТропы и фигуры

и фигуры


Слайд 4 ЭПИГРАФ — фраза в заголовке литературного произведения или перед

ЭПИГРАФ — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами.

отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы,

поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Так, например, эпиграфом к «Ревизору» Гоголь взял пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», эпиграфом к «Анне Карениной» является: «Мне отмщение и Аз воздам» и т. п. Эпиграф представляет как бы маску, за которой прячется автор, когда он, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении.
Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей мере в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сгущенной формуле основных событий данного произведения в целом, отдельной главы и т. п. (в этих случаях самый характер сгущения событий выдает отношение автора), — или же это отношение выражено им в восклицании, прямой оценке события и т. п., как в приведенных примерах.

ПОСВЯЩЕНИЕ - вступительные к произведению строки, иногда даже отдельное произведение, указывающие, в честь кого оно написано или кому подносится автором


Слайд 5 ОДА — это лирическое стихотворение, в котором выражается

ОДА — это лирическое стихотворение, в котором выражается чувство восторга, вызванное

чувство восторга, вызванное каким-либо важным предметом: мыслью о Боге,

грандиозными событиями в жизни людей, величественными явлениями природы и т. п. Ода в переводе с греческого языка означает песнь.
У греков одой называлась хвалебная песнь в честь богов, героев и знаменитых граждан. Лучшим творцом од у греков был Пиндар, который в своих песнях обыкновенно прославлял победителей на Олимпийских играх. Оды пелись поэтом под аккомпанемент лиры. Отсюда выражение: "воспевать героев". Много од писал римский поэт времен Августа Гораций Флакк.

ПЕСНЯ - общее определение стихотворных произведений разных жанров, предназначенных изначально или используемых для пения. Для песен чаще всего обязательны строфичность, рифма, доступность изложения. Нередко песня имеет припев или рефрен. Исходя из данных особенностей, народными песнями и популярными романсами стали многие стихотворения выдающихся русских поэтов, среди которых – "Соловей мой, соловей..." и "Не осенний частый дождичек..." А.А. Дельвига, "Зимний вечер" и многие стихи А.С. Пушкина, "Выхожу один я на дорогу..." М.Ю. Лермонтова и др


ПОСЛА́НИЕ или эпи́стола - один из древнейших поэтических жанров, представляющий собой стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь к конкретному адресату с просьбами, пожеланиями, увещеваниями, высказывает свои суждения по какому-либо морально-философскому вопросу. Встречаются послания дидактические, панегирические, любовные, сатирические и пр. Как лирический жанр послания были популярны в XVIII–первой половине XIX веков. Широко известны послания В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, К.Н. Батюшкова, П.А. Вяземского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета. Посланием в древнерусской литературе назывался эпистолярно-публицистический жанр – обращение какого-либо общественно-политического деятеля к конкретному адресату по религиозным, философским, злободневным вопросам.

РОМА́НС -– небольшое по объему лирическое стихотворение без отчетливых жанровых признаков с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на музыкальное переложение, главным образом посвященное любовной тематике. Обычно романс представляет собой строфическое произведение с рифмованным стихом. К романсной форме относятся широко известные положенные на музыку стихотворения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, Я.П. Полонского, А.А. Блока, С.А. Есенина и других поэтов.


Слайд 6 СТА́НСЫ - (от итал. - строфа; буквально –

СТА́НСЫ - (от итал. - строфа; буквально – местопребывание, остановка) –

местопребывание, остановка) – элегическое стихотворение, состоящее из небольших строф

(обычно по четыре стиха, чаще всего 4-х стопного ямба), каждая из которых характеризуется законченностью. Схема рифм одинакова во всех строфах. Содержание стансов, как правило, медитативное или любовное. Расцвет стансов приходится на XVIII–XIX века (образцом могут служить пушкинские стихотворения "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." и "В надежде славы и добра..."), но, хотя жанровые признаки стансов неотчетливы и постепенно стираются, форма такого стихотворения сохраняется и в XX столетии (например, "Стансы" ("Простишь ли ты мои упреки...") И. Северянина).

СОНЕ́Т– стихотворение из четырнадцати строк, образующих два четверостишия (катр́ена) и два трехстишия (терце́та). Возникнув в XIII веке в Италии, в разное время и в разных странах сонет приобрел различные формы и варианты. В России первый сонет написан В.К. Тредиаковским в 1735 году; впоследствии сонеты писали А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, А.А. Дельвиг, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие другие выдающиеся русские поэты XVIII–XX веков. В нашей стране сонеты обычно были ориентированы на 5-ти стопный и 6-ти стопный ямб, но обращение к 4-х стопным ямбам, хореическим стихам, а также трехсложным размерам было распространенным явлением. Известны в русской поэзии и сонеты с разностопными строками, так называемые "хромые сонеты".

СТИХОТВОРЕ́НИЕ - написанное стихами произведение относительно небольшого объема, преимущественно лирического или гражданского звучания. В европейской культуре нового и новейшего времени стихотворение становится универсальным жанровым обозначением для всей лирики (отсюда появился термин "стихотворение в прозе" в значении "лирическая проза"). Это определяет особое внимание к графическому оформлению стихотворения: каждый стих печатается отдельной строкой, а каждая строфа – с отбивки.

ЭЛЕ́ГИЯ - (от греч. - жалобная песня) – лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.
В отечественной поэзии элегия появляется в XVIII столетии. У ее истоков стояли В.К. Тредиаковский и А.П. Сумароков, а расцвет этот жанр пережил в творчестве многих русских поэтов XIX–XX веков.


Слайд 7 Эпиграмма - краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Эпитафия- небольшое

Эпиграмма - краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.Эпитафия- небольшое стихотворение, посвященное автором

стихотворение, посвященное автором памяти умершего и опубликованное в сборнике

стихов. Обычно обращена к покойному или имитирует обращение усопшего к живым; содержит похвалу достоинствам умершего, чем близка к панегирической (см. панегирик) поэзии. Нередко начинается с формулы типа "Покойся...", "Под камнем сим лежит...", "Здесь спит..." и др.

Мадригал-жанр лирики: стихотворение хвалебного содержания в классической поэзии (противоположно эпиграмме, но сходно с ней небольшим объемом и структурой). Как правило, обращено к женщине.

Гимн-жанр лирики: в античной поэзии - хвалебная песнь в честь богов или героев, написанная в форме обращения или воззвания к восхваляемому лицу; позднее в европейской литературе сохраняется в форме религиозного (хорал) и светского Г. Широко распространены также Г. -пародии


Слайд 13 ПРИЕМЫ раскрытия образов (портрет, интерьер, пейзаж, действия и

ПРИЕМЫ раскрытия образов (портрет, интерьер, пейзаж, действия и поступки, мысли и

поступки, мысли и переживания, антитеза -противопоставление, сопоставление, психологический параллелизм

- сопоставление состояния природы и состояния человека, А. К. Толстой "Не ветер, вея с высоты ...").

ЛЕКСИКА (высокая - историзмы, архаизмы, старославянизмы; общеупотребительная, подчеркивающая обычность темы; сниженная, для создания сатирического образа, подчеркивающая негативное отношение автора; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, неологизмы, в том числе контекстуальные.
СЮЖЕТ есть в каждом стихотворении, если в балладе он близок к повествованию, то в лирическом стихотворении он в развитии чувств, мыслей, переживаний лирического героя (проследить по строфам стихотворения).


Слайд 14 ТРОПЫ И ФИГУРЫ
(языковые средства образного
раскрытия идейного содержания произведения

ТРОПЫ И ФИГУРЫ(языковые средства образногораскрытия идейного содержания произведения и авторскойоценки)СРАВНЕНИЕ ЭПИТЕТ

и авторской
оценки)

СРАВНЕНИЕ
ЭПИТЕТ
МЕТАФОРА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
АЛЛЕГОРИЯ
СИМВОЛ
МЕТОНИМИЯ
КАТАХРЕЗА
СИНЕКДОХА


АНТОНОМАСИЯ
ГИПЕРБОЛА
КАНОФЕМИЗМ

ИРОНИЯ САРКАЗМ ПЕРИФРАЗ
ИНВЕРСИЯ
АНТИТЕЗА
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
АНАФОРА
ЭПИФОРА РИТОРИЧЕСКИЙ
ОБРАЩЕНИЕ и РИТОРИЧЕСКОЕ
ВОСКЛИЦАНИЕ
МНОГОСОЮЗИЕ
БЕССОЮЗИЕ.
ГРАДАЦИЯ

УМОЛЧАНИЕ
ПЛЕОНАЗМ ОКСЮМОРОН ЭЛЛИПСИС
АЛЛЮЗИЯ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ


Слайд 15 СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, обладающих

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком (

общим признаком ("Анчар, как грозный часовой", "Как мимолетное виденье");
ЭПИТЕТ

- художественное определение ("железный стих","седое море", "ветреная младость");
МЕТАФОРА - скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу сходства ("звезда пленительного счастья", "золото волос", "дождь звезд");
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры - перенос признаков живого существа на неживое ("Ночевала тучка золотая", "Приходит вечер, шлейфом шелестя");
АЛЛЕГОРИЯ - образное иносказание, образ условен, подразумевается иное. Часто в басне волк - злоба, лиса - хитрость, осел - упрямство ("Волк и ягненок" И. А. Крылова).
СИМВОЛ - неустойчивое иносказание, сложный, многозначный образ ("Анчар" Пушкина, "Парус" Лермонтова, "Среди миров" Анненского);


МЕТОНИМИЯ - замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("театр рукоплескал" вместо "публика рукоплескала", "его перо любовью дышит", "фарфор и бронза на столе");
КАТАХРЕЗА - противоречивая метафора (зеленые чернила);
СИНЕКДОХА - часть замещает целое ("Белеет парус одинокий", множественное число заменяет единственное ("И слышно было до рассвета, как ликовал француз");
АНТОНОМАСИЯ - переименование, употребление собственного имени вместо нарицательного ("Ты Геркулес" вместо "ты очень силен", "И может собственных Невтонов и быстрых разумом Платонов российская земля рождать");
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение ("змея стометроворостая");
ЛИТОТА - художественное преуменьшение ("Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить");
КАНОФЕМИЗМ - замена мягкого слова более"грубым" ("зеньки таращит");


Слайд 16 ЭВФЕМИЗМ - замена "грубого "слова более мягким (не

ЭВФЕМИЗМ - замена

"прощай", а "позволь расстаться мне с тобою");
ИРОНИЯ (насмешка) и

САРКАЗМ (злая, горькая насмешка)
("И сойдешь ты в могилу...герой, втихомолку проклятый
отчизною.);
ПЕРИФРАЗ - замена собственного имени, названия описательным оборотом ("Погиб Поэт !- невольник чести"- вместо "Пушкин"). ТРОПЫ способствуют художественной выразительности
поэтической речи.
ИНВЕРСИЯ - перестановка, необычный порядок слов в предложении:
Не ветер, вея с высоты.
Листов коснулся ночью лунной./А. К. Толстой./
АНТИТЕЗА - противопоставление:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень -
Не столь различны меж собой./А. С. Пушкин./
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - стихи с одинаковой
синтаксической конструкцией:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.../А. С. Пушкин./

АНАФОРА - повтор начальных слов строки, строфы:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку...
ЭПИФОРА - повтор конца строки или строфы:
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - не требующий ответа, для привлечения внимания к изображаемому:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ и РИТОРИЧЕСКОЕ
ВОСКЛИЦАНИЕ:
Москва! Москва! Люблю тебя, как сын.
МНОГОСОЮЗИЕ - создает плавность, текучесть речи.
БЕССОЮЗИЕ - придает динамику, ускорение.
ГРАДАЦИЯ восходящая и нисходящая:
Пришел, увидел, победил.


Слайд 17 УМОЛЧАНИЕ - не сказанное, но легко домысливаемое.
ПЛЕОНАЗМ -

УМОЛЧАНИЕ - не сказанное, но легко домысливаемое.ПЛЕОНАЗМ - употребление слов, излишних

употребление слов, излишних для выражения мысли:
"мертвые трупы" в "Борисе

Годунове" Пушкина.
ОКСЮМОРОН - сочетание противоположных понятий:
"Пышное природы увяданье", "Той грустной радостью, что я остался жив".
ЭЛЛИПСИС - пропуск во фразе какого - либо слова, легко
подразумевающегося, для динамичности речи:
Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому - свое./М. И. Цветаева./
АЛЛЮЗИЯ - намек на известный факт литературы, истории для вызова в памяти читателя определенной ассоциации: "Попал как Чацкий с корабля на бал".
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - заимствование строки из чужого текста: "Не слышно шуму городского" /А. А.

Слайд 18 СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:
- ЯМБ— - двусложная стопа с ударением

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:- ЯМБ— - двусложная стопа с ударением на втором слоге:

на втором слоге: И он к устам моим приник,
И

вырвал грешный мой язык...
- ХОРЕЙ - - двусложная стопа с ударением на первом слоге: Ночь тиха. Пустыня внемлет богу...
- - ДАКТИЛЬ- - - — трехсложная стопа с ударением на первом слоге:
Русь - не шелохнется,
Русь - как убитая...
- АМФИБРАХИЙ --- - трехсложная стопа с ударением на втором слоге:
И скучно, и грустно, и некому руку подать...
АНАПЕСТ - - - - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:
Вот парадный подъезд. По торжественным дням...


Слайд 19 РИФМА- звуковой повтор в конце строк.
Способ рифмовки:
а) перекрестная

РИФМА- звуковой повтор в конце строк.Способ рифмовки:а) перекрестная - абаб;б) кольцевая

- абаб;
б) кольцевая - абба;
в) смежная - аабб;
- по

ударению:
а) мужская (на последнем слоге);
б) женская (на предпоследнем слоге);
в) дактилическая (третий ударный слог от конца строки);
- по созвучию:
а) точная (полное совпадение);
б) неточная (совпадение отдельных звуков);
- белый стих - нерифмованный /"Вновь я посетил /'Пушкина/.

Слайд 20 Звукопись. Фонетические особенности

ЗВУКОПИСЬ усиливает впечатление от поэтического текста:

Звукопись. Фонетические особенностиЗВУКОПИСЬ усиливает впечатление от поэтического текста: Люблю грозу в


Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как

бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- АССОНАНС - повторение одинаковых гласных звуков: Одну молитву чудную твержу я наизусть.
- АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных звуков: Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.


  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-gotovimsya-k-analizu-liricheskogo-proizvedeniya-5-9-klass.pptx
  • Количество просмотров: 158
  • Количество скачиваний: 1