Слайд 2
Цель работы:
сопоставив произведения Данте Алигьери и Николая
Гоголя, выявить общность художественной идеи путем сравнения композиции произведений
и художественных методов писателей и доказать, что между творческим наследием обоих авторов прослеживаются параллели, представляющие интерес с точки зрения многих направлений современного литературоведения и истории литературы.
Слайд 3
Задачи исследования:
1. изучить материалы по теме исследования;
2.
сопоставив произведения Данте Алигьери и Николая Гоголя, выявить общность
художественной идеи;
3. выявить особенности композиции и особенности изображения помещиков;
4. сделать выводы об влиянии на поэму «Божественной комедии» Данте
Слайд 4
Гипотеза
Предположим, что герой поэмы Гоголя, посещая помещичьи усадьбы,
расположенные в окрестностях города N, совершает свое собственное путешествие
в загробный мир, спускаясь все ниже в Ад, описанный Данте.
Слайд 5
Вступление
Изучая произведение Н.В. Гоголя "Мёртвые души" на уроке
литературы, нам указали на его схожесть с поэмой Данте
Алигьери "Божественная комедия". Меня заинтересовала эта тема, и поэтому я решила узнать, каким образом связаны эти две поэмы, что у них общего и в чём их различия. Этих великих писателей читают и любят во всем мире. Первое впечатление от их произведений – ужас, второе – величие.
Слайд 6
Существует точка зрения, что Гоголь, задумывая "Мертвые души,
желал построить свою поэму наподобие "Божественной комедии". Её замысел
не был воплощен полностью, так как мы судим о ней по сохранившемуся тексту 1 тома, а второй том был сожжён. В начале 40-вых Гоголь живет в Риме, и, возможно, этим объясняется его интерес к Данте.
Слайд 8
Первый круг ада — Лимб, где пребывают души
тех, кто в неправедных делах уличен не был, но
умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.
Первый круг «Ада»-Лимб
Слайд 9
Первый круг ада - в усадьбе Манилова
Манилов -
«ни то ни се», его глаза, «сладкие, как сахар»,
ничего не выражают, и эта чересчур сладкая приятность создает ощущение неестественности. Пока Манилов разглагольствует о счастии дружбы, о достойных и образованных людях, об уединении и духовном наслаждении, его имение разрушается, хозяйство идет «как-то само собой», крестьяне бездельничают, приказчик ворует. Пейзаж усадьбы Манилова вполне соответствует первому кругу ада – Лимбу, а сам Манилов в галерее погибающих и погибших героев занимает самое последнее место, потому что в нём нечего возрождать, для него нет надежды на спасение.
Слайд 10
У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья
и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь
все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей
Второй круг «Ада» - сладострастие
Слайд 11
Второй круг ада - в усадьбе Коробочки
У Коробочки
духовная скудность предстаёт в своём естественном виде. Коробочка не
претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид.
В образе Коробочки заключен тип упрямца, закостенелого и омертвевшего в своей ограниченности. Эта "туповатость" определённо лучше пустоты Манилова.
Слайд 12
В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет
ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон
Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.
Третий круг «Ада» - Чревоугодие
Слайд 13
Третий круг «Ада»-в усадьбе Собакевича
Хозяйственность Собакевича словно накладывается
на образ скаредного Плюшкина. Тем не менее, Собакевич -
первый в чреде гоголевских типов, кто относится к героям второго тома, где герои должны предстать пусть не идеальными, но уже очистившимися от некоторых страстей.
Слайд 14
Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская
равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы,
они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.
Четвертый круг «ада» -Скупость
Слайд 15
Четвертый круг ада - в усадьбе Ноздрева
Ноздрев -
хвастун, болтун, лихач и дебошир, спорщик. Гоголь сводит Чичикова
с Ноздревым в трактире на дороге, а дорога у писателя символизирует путь в будущее, а значит, для этого героя есть надежда на спасение.
Ноздрев - бесшабашный гуляка, проматывающий состояние, то есть, расточитель. Так же, можно отнести к Четвёртому кругу Ада Плюшкина, так как он обладает такой чертой, как скупость.
Слайд 16
Четвёртый круг ада-в усадьбе Плюшкина
Основные черты Плюшкина -
скупость, жадность, настороженность и подозрительность. Его страсть к накопительству
– следствие одиночества. Именно он должен был по замыслу Гоголя появиться нравственно возрожденным.
Слайд 17
Образ Чичикова является объединяющим и собирательным
Чичиков соотносится со
всеми героями поэмы, он :
Деликатен как Манилов;
Способен копить как
Коробочка;
Чичиков соотносится со всеми героями поэмы;
Может кутнуть и солгать не хуже Ноздрева;
Прижимист и деловит как Собакевич;
В бережливости не уступает Плюшкину.
Слайд 18
вывод
Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом
мире, и реальность внутри этих кругов-миров пропадает. Образы и
символы пронизывают весь текст "Мертвых душ", и напрямую отсылают читателей к произведению Данте. Гоголь проводит своего героя по четырём кругам Ада. Герои мертвы, но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.