Слайд 2
Почему я выбрала эту тему?
Я люблю читать
стихи. А еще мне нравится их разбирать, проникать в
тайны работы поэта. На уроке литературы я услышала слова критика
А. В. Дружинина о Фете: « Сила Фета в том, что поэт наш умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы… Автор в высочайшей степени обладает… высокой музыкальностью стиха…»
Мне захотелось доказать, что это верно, на примере стихотворения
« Чудная картина».
Слайд 4
Цель проекта:
-исследование художественно-изобразительных средств языка стихотворения, мастерства поэта
Слайд 5
Задачи проекта:
-провести аналитическое прочтение текста стихотворения;
-убедиться в
справедливости слов критика Дружинина о поэтическом мастерстве Фета;
-передать
свое эмоциональное восприятие текста.
.
Слайд 6
План исследования.
Обоснование выбора темы.
Аналитическое прочтение стихотворения «Чудная картина».
Собственное творчество.
Выводы
Слайд 7
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес
высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Слайд 8
Действительно, чудная картина. Всего 8 строк, от
которых веет какой-то тайной. Зимняя ночь. Белая от снега
равнина. Над ней в высоких небесах – полная луна. Блестящий снег. И одинокие сани в этом снежном просторе. Очень красиво и немножко грустно.
И вся эта картина нарисована всего одним сложным предложением. И вот что удивительно: в стихотворении всего 21 слово: 8 имен существительных, 7 имен прилагательных, 2 местоимения, 1 причастие, 3 союза. И ни одного глагола. Я задумалась: почему?
Слайд 9
Перечитала стихотворение ещё раз. И вдруг поняла: глаголы
в этой картине поэту не нужны. Читая стихотворение, чувствуешь,
что картина, нарисованная поэтом, не изменяется на наших глазах, она какая-то застывшая, в ней нет движения. Всё, о чем он пишет, происходит одновременно. А глаголы передают движение, динамику меняющихся картин.
Слайд 10
Я представляю бескрайнюю равнину, покрытую белой, пушистой простыней.
Над этим огромным пространством – полная луна. Она очень
яркая, и от этого небо кажется высоким. С него желтым потоком льется свет, от которого блестит снег. Простой зимний пейзаж. А какая красота! Немного грустно, что луна на огромном пространстве неба одинока. Вдали по снежной равнине бегут одинокие сани. Но ведь в санях человек. И это он одинок в этой заснеженной ночной пустыне.
Слайд 11
Я понимаю чувства этого путника. Очутиться в зимнюю
лунную ночь в заснеженной пустыне среди бескрайних просторов –
это, наверное, испытание для души. От этого двойного одиночества (в природе и в душе человека) становится еще грустнее. И понимаешь, что у Фета человек и природа – это единое целое. Мне кажется, поэт восхищен этой холодной красотой природы. Это чувствуется и в прямой авторской оценке («Чудная картина, как ты мне родна…»), и в подборе эпитетов. Но поэт тонко понимает чувства одинокого путника.
Слайд 12
Наблюдая за мастерством поэта, я увидела, как точны,
верны эпитеты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие», сани
«далекие», бег «одинокий». Эпитет «одинокий» выбивается из этого ряда своей окраской, заставляет читателя задуматься. Все вместе они создают ощущение какой-то тайны, недосказанности.
Слайд 13
Обращает на себя внимание цветовая гамма стихотворения: полная
луна на фоне ночного неба, темный силуэт саней на
белом снегу. Этот контраст придает особую выразительность зимнему пейзажу.
Слайд 14
Строки стихотворения короткие, в каждой из них два-три,
и только в одной четыре слова. А создается впечатление
полноты нарисованной картины, все так точно, зримо. Мир земной (равнина, снег, сани) и небесный (луна, небеса) слились, соединились в какой-то тайне.
Слайд 15
Стихотворение написано хореем; я узнала, что это размер,
который чаще всего используется в народной песне. И действительно,
стихотворение напоминает народную песню. Перекрестная рифмовка в четверостишиях легко воспринимается, рифмы точные.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Слайд 16
«Автор в высочайшей степени
обладает… высокой музыкальностью стиха…», - сказал Дружинин. Вслушаемся в
звукопись стихотворения «Чудная картина».
В первом четверостишии трижды повторяется звонкий твердый звук [р]. Он наполняет строку радостью, ощущением красоты. Во второй строфе его нет. И поэтому эта строфа так легко звучит. Зато здесь 6 раз повторяется звук [с], который передает ощущение света, 4 раза [н] - [н’]. В первой строфе этих звуков 7. Они есть почти в каждом слове.
Слайд 17
Аллитерация делает стихотворение музыкальным, ярким, красивым, создает впечатление
таинственности и объединяет содержание строф. Так с помощью
размера, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха, его музыкальности.
Слайд 18
В последней строке говорится об одиноком беге саней.
От слова «одинокий» немножко грустно, но чувства одиночества не
возникает, а появляется ощущение единства человека и природы. Мне кажется, «чудная картина», нарисованная поэтом, близка истинно русской душе. Фет сумел передать в небольшом стихотворении красоту зимней ночи, чувство любви, легкую грусть, духовное единение с родной природой.
Слайд 19
Я могу утверждать, что А. А. Фет «умеет
забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам
порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы… Автор в высочайшей степени обладает… высокой музыкальностью стиха…».
Слайд 20
Мое стихотворение
Серебристый снег,
Падая, кружится,
Он из века в
век,
Хлопьями ложится,
На пушистых ветках,
Пляшут снегири,
В зимних расцветках,
Горят фонари…
(Мне хотелось передать мысль о вечности природы, ее величии и красоте, и о том, что это величие и вечность невозможно до конца постичь. И поэтому природа всегда волнует, заставляет чувствовать, что ты ее маленькая частичка, заставляет сильнее биться сердце).
Слайд 21
Вывод
Мои размышления над содержанием стихотворения, наблюдения за мастерством
поэта позволяют сделать вывод, что А. А. Фет –
великий мастер стиха. Он умеет волновать душу нарисованными картинами природы, вызывать переживания, положительные эмоции, т.е., по словам критика Дружинина, «умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой... обладает высокой музыкальностью стиха…».
Хочется перечитывать стихотворение, вновь и вновь переживать высокие эмоции.