Слайд 2
Уважаемые коллеги!
При подготовке учащихся к ЕГЭ очень важно
обратить внимание на классические произведения для аргументации в рецензии.
Как много можно рассмотреть аргументов при изучении творчества Льва Николаевича Толстого, начиная с биографии.
Слайд 3
Великая сила классики заключается в способности художника
отзываться своим чутким сердцем на все происходящее в мире,
воплощать человеческие чувства в яркие художественные образы и, по словам Л.Толстого, заражать этим чувством своих читателей
Слайд 4
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!
Толстой ценил в
отце любовь к просвещению и гуманное отношение к крестьянам.
На всю жизнь писателю запомнились прогулки с отцом и рисунки, которые тот делал для детей. Мать хорошо играла на фортепиано и была большой мастерицей рассказывать сказки. Стремление к добру, к всеобщей любви, забота о других – эти прекрасные качества семьи Толстых передавались от взрослых детям.
Слайд 5
Работа над собой
Та нравственная высота, которую достиг
Толстой – человек, - результат огромной внутренней работы над
собой, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей.
Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. И опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Начинать, по мнению Толстого, нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека.
Слайд 6
Работа над собой
Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого
как человека огромной и разносторонней культуры, способного ярким способом
мыслить. Речь его была невыразимо красива.
В общении с людьми был сердечен, необыкновенно деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущали силу его интеллекта.
Слайд 7
Отношение к природе
С детства Толстой тонко воспринимал
красоту
русской природы: хлебное поле во время уборки
ржи,
синеющий лес, березы в весеннее время.
Он с интересом наблюдал за животными, очень
любил лошадей, до глубокой старости хорошо ездил верхом.
Слайд 8
Отношение к войне
Находясь на военной службе, Толстой
много и мучительно думал о войне. Не в смысле
комбинаций великих полководцев, а самый факт войны – убийство - заинтересовал его. Писатель в своих произведениях осуждает войну как явление, противоречащее гуманной природе человека.
«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под звездным небом? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой»
Слайд 9
Гуманизм
Однажды в Париже писателю пришлось пережить тяжелое
испытание - зрелище казни гильотиной. Толстой не мог
оправдать такого явления в цивилизованном обществе и написал врачу Боткину: «С нынешнего дня я не только не пойду смотреть это, но никогда не буду служить никакому правительству».
Слайд 10
Гуманизм
Один из героев Толстого рассказывает в повести
историю, которая произошла с самим писателем.
Во время прогулки по
городу Люцерн Толстой увидел нищего певца, который играл на гитаре. Нарядные дамы и господа охотно слушали его, но платить никто не собирался, более того, они откровенно смеялись над ним.
Толстой заплатил нищему и привел его в ресторан гостиницы, где ужинали богатые гости, чем вызвал откровенный протест. Иностранцы были шокированы его поведением, а русский писатель в свою очередь был поражен бесчеловечностью буржуазного общества.
Слайд 11
Гуманизм
Смысл жизни Толстой видел в служении людям.
Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как
можно меньше брать у людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в школе, помощи голодающим.
Слайд 12
Крестьянская тема
Подлинный трагический случай из крестьянской жизни
положен Толстым в основу повести «Поликушка».
Дворовый человек Поликей потерял
деньги, которые получил в городе и должен был привезти барыне. От страха и стыда, что ему не поверят и обвинят в краже, дворовый повесился. Услышав о случившемся, жена Поликушки, обезумевшая от горя, бросилась к мужу, забыв, что оставила в корыте с водой грудного ребенка, которого собиралась мыть. Младенец захлебнулся и умер. А деньги вскоре нашлись, но напуганная барыня не захотела их взять.
Слайд 13
Образование для народа
Толстой объявил крестьянам Ясной Поляны
и ближайших деревень, что открывает бесплатную школу для детей
и взрослых.
«Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных и Ломоносовых».
Сначала крестьяне с недоверием отнеслись к «барской затее», но вскоре число учеников стало расти с каждым днем.
Писатель большое внимание уделял народному просвещению.
Слайд 14
Образование для народа
В основу своей педагогической системы
Толстой положил идею свободного обучения, основанного исключительно на развитии
познавательного интереса детей.
В церковно-приходских начальных школах того времени учили только закону Божьему, чтению, письму и счету. В яснополянской школе, помимо русского языка, чтения и арифметики, детям преподавали историю, географию, ботанику и физику. Кроме того, Толстой был сторонником применения в учебном процессе наглядных пособий.
Слайд 15
Мировое значение
Прогрессивные писатели разных стран и народов,
жившие в эпоху Толстого видели в нем борца против
угнетения, против лжи и фальши.
Ромен Роллан писал о том, что никогда еще подобный голос правды не звучал в Европе. Глубокое влияние оказал Толстой на творчество многих зарубежных писателей. Анатоль Франс писал: «Толстой – наш общий учитель».
Слайд 16
Мировое значение
В молодости Р. Роллан собирался стать
педагогом-историком, но любовь к литературе была тоже очень сильной.
И прежде чем сделать окончательный выбор, он обратился за советом к Толстому. И великий писатель ответил ему, тогда еще никому не известному юноше. Письмо это и решило судьбу Роллана.
Слайд 17
Отношение к творчеству
Написанию романа «Война и мир»
предшествовала огромная, титаническая работа над историческими материалами. Писатель использовал
русские и иностранные источники о войне 1812 года; тщательно изучил архивы, книги, мемуары. Лично беседовал с людьми, помнившими 1812 год.
Толстой не раз подчеркивал, что художник должен руководствоваться историческими материалами, поэтому в романе так правдиво и точно описаны сражения и другие военные события.
Слайд 18
Великий роман
«Все страсти, все моменты человеческой жизни,
от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего
старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой книге».
Критик Н.Страхов
Слайд 19
Великий роман
Роман «Война и мир» - одно
из самых патриотических произведений. Константин Симонов вспоминал: «Для моего
поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся нравственным потрясением.
Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия. Это была первая книга, которая приходила нам на память тогда, на войне».
Слайд 20
Патриотизм
Граф Болконский живет в деревне, но
глубоко переживает за Россию и считает, что долг дворянина
– служить родине. Когда враг приблизился к русским границам, Николай Андреевич, несмотря на свой почтенный возраст, принял назначение главнокомандующим по ополчению.
Слайд 21
Патриотизм
Мечтая о военной деятельности, полезной для
России, молодой князь Болконский уезжает на службу в армию.
Он не ищет легкой карьеры и наград. Весть о войне с Наполеоном застала Болконского в Турции, и он добивается назначения в действующую армию. В Бородинском сражении он был тяжело ранен.
Слайд 22
Патриотизм
Пьер Безухов, часто ошибающийся в людях,
после неудачной женитьбы на Элен встретил грозные события войны
в Москве в тяжелом душевном состоянии. Судьба России, положение в армии взволновали его.
Война пробудила в Пьере патриотические чувства, обострила национальное самосознание. На свои деньги он снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Герою пришлось пережить все ужасы плена, военного суда, казни русских людей.
Слайд 23
Патриотизм
В 1812 году, перед нашествием французов,
Наташа Ростова добивается того, чтобы родители вместо имущества вывезли
на подводах раненых.
А ее младший брат, всеобщий любимец, Петя, охваченный сильным патриотическим чувством, добровольно уходит в действующую армию и погибает в бою с французами.
Слайд 24
Лжепатриотизм
Роман открывается изображением великосветского общества.
Собравшиеся в
гостиной фрейлины императорского двора Анны Павловны Шерер – это
высшая знать Петербурга, и кого как не этих людей должна волновать судьба России. Желая подчеркнуть свой патриотизм, хозяйка то и дело повторяет слова «Россия», «наш государь», но разговор о событиях государственной важности, по существу, никого не интересует. Пустая болтовня то на русском, то на французском языке скрывает лишь дипломатические сплетни и интриги.
Весь патриотизм проявляется в отказе от французской кухни и французского театра.
Слайд 25
Лжепатриотизм
Князь Василий Курагин, министр, может влиять
на судьбы людей, но основанием всех его поступков и
действий являются только соображения личной выгоды. На вечере Анны Павловны князь надеется устроить судьбу своих сыновей: добиться для Ипполита назначения в Вену секретарем посольства; младшего, Анатоля, выгодно женить на богатой невесте Марье Болконской.
Слайд 26
Лжепатриотизм
Полковник Берг - воплощение мещанства и
бездушия. Он думает только о том, чтобы у него
было все, как у всех: мебель вечера и балы.
К судьбе России Берг безразличен. Накануне вступления французов в Москву жители покидали город, не желая оставаться под властью врага. Ростовы по настоянию Наташи отдали подводы под раненых, вместо того, чтобы везти на них свое имущество. А Берг в это время с обычной расчетливостью покупает шифоньерку и туалет и просит Ростова дать ему лошадь для перевозки покупок.
Слайд 27
Лжепатриотизм
В романе показана боязнь личной ответственности
за принятие решений и среди офицеров штаба. Накануне Бородинского
сражения они обеспокоены не столько его исходом, сколько своими будущими наградами.
Слайд 28
Мысль семейная
Что нужно для счастья? Тихая
семейная жизнь…с возможностью делать добро людям.
Л.Н.Толстой
Слайд 29
Семьи, достойные уважения
Семья Ростовых
Граф и графиня
– добрые и простодушные люди, рады всем, кто приходит
в их дом. В доме царит атмосфера радушия, любви, культ детей. Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьей. Все члены семьи живут жизнью сердца. Их главные черты – искренность, простота, откровенность, бескорыстие. Рассказывая об этой семье, Толстой описал свой идеал.
Слайд 30
Семьи, достойные уважения
Семья Болконских
Барин Болконский хоть и
проявлял иногда самодурство и деспотизм, но был человеком огромной
нравственной силы.
Его сын, Андрей, был отлично образован и начитан.
Дочь, Марья, глубоко религиозный человек, ей чужд эгоизм. Ради других она готова жертвовать своими интересами.
Сам князь не любил праздности, трудился сам и требовал, чтобы жизнь дочери была наполнена полезными занятиями.
В семье царит разум, а не чувства, и такие качества, как долг, честь, благородство, патриотизм, передаются в семье из поколения в поколение.
Слайд 31
Семьи, достойные уважения
Отец требователен к дочери, поскольку
не хочет, чтобы она была похожа на глупых барышень.
Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности – порядок.
Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов.
Слайд 32
Родные только по крови
Семья Курагиных
В семье Курагиных
отсутствуют душевные связи, в ней живут люди, родные только
по крови. В такой семье нельзя воспитать нравственное отношение к жизни. Сам князь и его дети способны только к разрушению: Анатоль стал причиной разрыва князя Андрея и Наташи, Элен едва не разбила жизнь Пьера. Они эгоистичны, лишены взаимного уважения. Семья органично вписывается в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его интригами, искусственностью и лжепатриотизмом.
Слайд 33
Героизм
Четырехтысячный отряд Багратиона, приняв бой около
деревни Шенграбен с врагом «в восемь раз сильнейшим», дал
возможность продвижению основных русских частей. Солдаты и офицеры, понимая, что от этого сражения будет зависеть, останутся ли они свободными или попадут в плен, проявили мужество и героизм.
Подразделение офицера Тимохина выдержало натиск превосходящего в силе противника, но и нанесло ему неожиданный удар, что спасло другие части.
Слайд 34
Героизм
Подлинным героем Шенграбенского сражения показан скромный
и мужественный капитан Тушин. Его батарея, находившаяся в центре
позиций, во время боя оказалась без прикрытия. Верный воинскому долгу, Тушин, несмотря на опасность, не ушел с поля битвы, а продолжал стрелять по врагам. Командование забыло про его батарею, и он вынужден был сам принимать решения. Видя, что в деревне Шенграбен скопилось много французов, он приказывает поджечь ее, чем останавливает продвижение неприятеля. Дважды пытались французы атаковать батарею Тушина, но безуспешно. Неравный бой продолжался даже тогда, когда десять орудий стали бить по его батарее. В поведении тушина Толстой раскрыл истинный, не показной героизм, исходящий из чувства воинского долга и любви к родине.
Слайд 35
Героизм
По мере того, как французы продвигались
в глубь России, в войну втягивались все новые и
новые слои населения, росла ненависть к врагу. Купец Ферапонтов в Смоленске сжигает свой постоялый двор, чтобы ничего не досталось французам.
Мужики Карп и Влас не только не хотят продавать врагам сено, но и сжигают его. В первой же битве под Смоленском французы столкнулись с всенародным сопротивлением.
Слайд 36
Любовь, приносящая счастье
Наташа Ростова не может
находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила ее любви способна
преображать души других людей: ее пение спасает брата Николая от желания покончить с собой; ее любовь возвращает к жизни князя Андрея; она дает возможность разобраться в себе, понять смысл жизни и стать счастливым Пьеру.
Слайд 37
Любовь, приносящая счастье
Высшее призвание и назначение
Наташи Толстой видит в материнстве, в семье, в воспитании
детей, так как именно женщина является тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте. В семейном союзе Наташи и Пьера каждый находит то, к чему стремился: Наташа счастлива в материнстве, а Пьер – в осознании себя надежной опорой. Так понимает счастье Толстой. Любовь и семья – основа жизни, нравственная основа всего, что происходит в жизни.
Слайд 38
Любовь, приносящая счастье
Разочарованный в прежних идеалах,
пережив горе утрат, раскаянье, князь Андрей уверен, что никогда
уже не будет счастлив. Встреча с Наташей спасает его от духовного кризиса, пробуждает в нем любовь и желание жить.
Слайд 39
Потребительская любовь
Светская красавица, символ блеска, но пустоты
светской жизни Элен Курагина предстает перед нами в образе
женщины-хищницы, готовой ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу.
Искренность, доверчивость Пьера помогли Элен женить на себе этого человека и сделать его несчастным.
Слайд 40
Потребительская любовь
Элен Курагина никогда никого не любила,
сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и
ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца.
В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное».
Попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере создает облик развратной и расчетливой светской красавицы.
Слайд 41
Потребительская любовь
Борис Друбецкой, умный, тонкий в обращении
с людьми, отказывается от любви к Наташе Ростовой и
женится на немолодой, уродливой Жюли Карагиной в надежде, что ее состояние и связи помогут ему достичь высокого положения.
Слайд 42
Отношение к природе
Удивительно тонко и поэтично воспринимает
красоту летней ночи в Отрадном Наташа Ростова. Понятно и
естественно ее стремление летать в волшебную лунную ночь.
И даже знакомый зимний лес становится для нее фантастическим, сказочным, таинственным в святочную ночь. Богат человек с таким душевным миром, не замкнутый на обыденном.
Слайд 43
Отношение к природе
Процесс духовного обновления князя Андрея
ярко раскрывается в восприятии им природы. По дороге к
Ростовым, проезжая через рощу, он обратил внимание на то, что береза, черемуха и ольха, почувствовав весну, покрывались зеленой листвой. И только старый дуб один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. Одухотворяя природу, ища в ней созвучия своему настроению, князь Андрей подумал, что жизнь его, как и дуба, кончена и у него нет права на любовь.
Слайд 44
Отношение к природе
Но, возвращаясь из Отрадного, он
оказался в той же березовой роще. И каково же
было его удивление, когда князь Андрей увидел старый дуб, весь преображенный, раскинувшийся шатром сочной темной зелени. Тут же на него нашло чувство радости и обновления.
Слайд 45
Отношение к природе
Для всех положительных героев романа
всегда открывается «их небо»: высокое и бесконечное для князя
Андрея под Аустерлицем; спокойное и голубое для Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное , почти в середине которого стояла огромная комета – открылось Пьеру в 1812 году; волшебное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова. Оно открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти свое место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость – радость природы»
Слайд 46
Талант военачальника
Кутузов проявил себя талантливым полководцем. Он
прост в обращении с офицерами и солдатами, рад видеть
тех, кого знал по прежним войнам.
Опытный и мудрый полководец, Кутузов любит армию, бережет ее силу.
Он прямодушен и смел. Его не любили при дворе, а он и не искал этой любви. Ученик Суворова, он был противником немецкой школы, к которой так благоволил Александр I.
Слайд 47
Талант военачальника
В Бородинском сражении Кутузов не стремится
отдавать распоряжения, но внимательно следит за происходящими событиями, всматривается
в выражение лиц офицеров, приезжающих к нему с донесениями, вслушивается в интонацию их речи. Долголетним опытом он знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силою и руководил ею, насколько это было в его власти.
Слайд 48
Талант военачальника
Военная стратегия Кутузова отличалась еще и
бережным отношением к армии. Он не желал посылать солдат
на смерть, когда этого можно было избежать. Он был противником тех мероприятий, которые не были необходимы, а вытекали из чьих-либо карьеристских целей.
Для Кутузова характерна мудрость и дальновидность. В нем ярко проявляются национально-патриотические чувства, присущие всем русским людям
Слайд 49
Талант военачальника
Главное в Кутузове для Толстого –
его кровная связь с народом. Высокое положение не отдаляет
его от солдат и офицеров. Он знает многих участников сражений, помнит их подвиги, имена.
Подлинно велик народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества
Слайд 50
Развращающая власть
В Наполеоне Толстой раскрывает то, что
невозможно было в нем оправдать, что привело его к
гибели: самонадеянность и упоение своим величием. Писатель осуждает в императоре властолюбие, жажду славы. С кем бы Наполеон ни разговаривал, он всегда думал о том, что все им сказанное и сделанное будет принадлежать истории. Кровопролитную Бородинскую битву он воспринимает как игру в шахматы.
Наполеон равнодушен к страданиям людей: рассматривая убитых и раненых, он испытывал свою душевную силу.