Слайд 2
Роман в стихах
Работа велась с весны 1823 г.
по очень 1830 г.
Жанр. В романе отражается историческая
эпоха (московское и петербургское общество). На её фоне развивается вымышленный сюжет.
Слайд 3
Пушкин отказался от романтизма как ведущего творческого метода
и начал писать реалистическое произведение, хотя в первых главах
ещё заметно влияние романтизма.
Роман охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.
Слайд 4
Особенности поэтического языка
Специально для романа Пушкин придумывает «Онегинскую
строфу» -
14 стихов четырехстопным ямбом.
I (абаб) – перекрёстная рифма
II
(ввгг) – парная рифма
III (деед) – кольцевая рифма
IV (жж) – заключительное двустишие
Слайд 5
Каждая строфа и замкнута (законченная тема), и разомкнута
(дает возможность для развития сюжета)
Есть пропущенные строфы (Пушкин добивался
эффекта недосказанности)
Так как произведение лиро-эпическое, автор легко переходит от повествования к лирическим отступлениям
Слайд 6
Сюжетные линии романа
Онегин – Татьяна
Знакомство с Татьяной
Разговор с
няней
Письмо Татьяны к Онегину
Объяснение в саду
Сон Татьяны. Именины
Посещение дома
Онегина
Отъезд в Москву
Встреча на балу в Петербурге через 2 года
Письмо к Татьяне (объяснение)
Вечер у Татьяны
Слайд 7
Сюжетные линии романа
Онегин – Ленский
Знакомство в деревне
Разговор после
вечера у Лариных
Визит Ленского к Онегину
Именины Татьяны
Дуэль (Смерть Ленского)
Слайд 8
Композиция
Глава 1 – развёрнутая экспозиция
Глава 2 –
завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)
Глава 3
– завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)
Глава 6 – кульминация и развязка II сюжетной линии (дуэль)
Глава 8 – развязка I сюжетной линии
Слайд 9
Композиционная роль лирических отступлении
Обычно связаны с сюжетом
романа (противопоставление Татьяны петербургским красавицам)
Разный размер (от одной строки
до нескольких строф)
Используются для перехода от одного повествовательного плана к другому
Появляются перед кульминационными моментами (перед сном Татьяны, пере дуэлью)
Слайд 10
Композиционная роль пейзажа
Показывает ход времени в романе
Характеризует духовный
мир героев
Часто сопутствует образу Татьяны
Слайд 11
Роль вставных элементов
Письма написаны не онегинской строфой, что
подчеркивает их самостоятельность в романе и соотносит друг с
другом
Сон Татьяны – ось симметрии романа. Предвещает будущие события и в каком-то смысле выражают авторскую позицию
Слайд 12
Роль вставных элементов
Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они
даны перед поворотными моментами в её судьбе
- песня девушек
– перед объяснение с Онегиным
- сон – перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским
Слайд 13
Основные поэтические принципы
Симметрия (зеркальность) и параллелизм.
Симметрия выражается
в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8
главах: встреча – письмо – объяснение
Слайд 14
Основные поэтические принципы
Антитеза частей романа.
Глава 1 –
Петербург – жизнь Онегина
Глава 2 – Деревня – жизнь
Татьяны
Антитеза в изображении героев
Онегин и Татьяна ≠ Ленский и Ольга
Онегин и Ленский ≠ Татьяна и Ольга
Слайд 15
Авторское отношение к композиции
Несмотря на четкость композиции, создаётся
впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно
– поэт пропускает события из жизни героев , строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку.
Слайд 16
Литературная полемика
Белинский: не смог простить Татьяне брак без
любви, а Онегина назвал «эгоистом поневоле, лишним человеком»
Писарев: тип
Онегина мелок, совершенно бесполезен в русской жизни, потому не нужен
Достоевский: Онегин чужд национальному самосознанию, а Татьяна - «воплощение духовного идеала русского народа»