Слайд 2
Куприн – настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы
жизни более глубокие, чем у его собратьев.
Л.Н. Толстой
Слайд 3
К.Г.Паустовский о Куприне:
"Мы должны быть благодарны Куприну
за все - за его глубокую человечность, за его
тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом".
Слайд 4
Александр Иванович Куприн родился
26 августа (7 сентября)
1870 года
в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.
Слайд 5
Детские годы
*
http://aida.ucoz.ru
Куприн Александр Иванович (26.08[7.09].1870—25.08. 1938), писатель. Родился
в г. Наровчат Пензенской губ. в семье мелкого чиновника.
Мать, урожд. Кулунчакова, — дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец умер, когда Куприну не исполнилось и года. Семья оказалась в столь бедственном материальном положении, что мать Куприна была вынуждена поселиться с сыном в московском Вдовьем доме.
Слайд 6
Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был
всего год, Куприн не помнил.
В 1874 году он
переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).
Слайд 7
Годы учёбы
*
http://aida.ucoz.ru
Когда мальчику исполнилось 6 лет, Любовь Алексеевна
определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил
почти 4 года. В 1880 Куприн поступил во II Московскую военную гимназию.
Тягостная жизнь «казенного мальчика» изображена им в повести «На переломе (Кадеты)» (1900).
А.И.Куприн – кадет. 1880 г.
Слайд 8
И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса,
с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд
и красными петлицами на воротнике"…
Слайд 9
По окончании корпуса в 1888 Куприн поступил в
III Александровское военное училище, готовившее пехотных офицеров. К этому
«юнкерскому» периоду относится первая публикация Куприна: в 1889 он напечатал в «Русском сатирическом листке» рассказ «Последний дебют», наивный и подражательный. Летом 1890 Куприн окончил училище и, получив чин подпоручика
Слайд 10
Военная тема в творчестве
Годы обучения, атмосфера казённого быта,
противоречия семейного и казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие
о чести, справедливости нашли отражение в повестях:
«На переломе» («Кадеты»), «Юнкера», «Дознание», «Поединок»
Слайд 11
Провинциальный быт, скука, утомительная муштра, грубые нравы —
все это сильно расходилось с его представлениями об офицерской
службе. Вместе с разочарованием в нем зрел протест, который и привел в конце концов к отставке…
В 1894 году выходит в отставку, имея, по свидетельству своего биографа Ф. Батюшкова, 4 рубля в кармане.
Слайд 12
Произведения из жизни русской армии
Офицерская жизнь, которую
он вел в течение четырех лет, дала богатый материал
для его будущих произведений. В 1893 - 1894 в петербургском журнале «Русское богатство» выходят его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена"(1899), "Поход".
Слайд 13
А.И.Куприн в группе сотрудников «Русского богатства»
Слайд 14
В 1894 Куприн выходит в отставку, не имея
никакой гражданской профессии и малый жизненный опыт. В следующие
годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
В 1890-е публикует очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский»).
Слайд 15
В эти годы Куприн знакомится с Буниным, Чеховым
и Горьким. В 1901 переезжает в Петербург, начинает работать
секретарем "Журнала для всех", женится на М.Давыдовой, рождается дочь Лидия. В петербургских журналах появляются рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 выходит наиболее значительное его произведение - повесть "Поединок", имевшая большой успех
Слайд 16
В 1907 женится на сестре милосердия Е.Гейнрих, рождается
дочь Ксения.
А.И. Куприн с женой Елизаветой Морицовной во
время первой мировой войны. Фото 1914
Слайд 17
А.И. Куприн с дочерью Ксенией на коне. Справа
стоит Елизавета Морицовна. Фото 1911
Слайд 18
А.И. Куприн и Ф.И. Шаляпин. Петербург. Фото 1911
А.И.Куприн, мобилизованный в армию. Фото 1914
Слайд 19
Куприн в водолазном костюме
Заикин поднимает Куприна и
А.Н.Будищева, 1913 г.
Слайд 20
В автобиографии Куприн упоминает множество перепробованных им профессий:
он был репортером, управляющим при постройке дома, разводил табак,
служил в технической конторе, изучал зубоврачебное дело, открыл свой цирк,
был управляющим имением, был актёром бродячей труппы и т. д.
Слайд 21
С подлинным вдохновением создавались им новеллы «Штабс-капитан Рыбников»
(1906), «Река жизни» (1906), «Изумруд» (1907), «Гамбринус» (1907), цикл
«Листригоны» (1907—1911). Два последних связаны с дорогими сердцу художника Одессой и Балаклавой. Рассказ о скрипаче Сашке, прошедшем кровавую войну, изувеченном в тюрьме, «дважды воскресшем», Куприн завершает знаменательной фразой: «Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».
Слайд 22
Любовь в произведениях А.И.Куприна.
В эти же годы были
созданы «Суламифь» (1907) и «Гранатовый браслет» (1910). Оба они
— о любви. И в них Куприн остался верен себе: он изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, — писал Куприн, — всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном рассказе о скромном телеграфном чиновнике Желткове, который был столь безнадежно и самоотверженно влюблен в графиню Веру Шеину. Куприна самого очень волновала эта вещь
Слайд 23
С 1908 Куприн начал работать над романом «Яма»,
повествующем о жизни обитательниц публичного дома. Роману писатель предпослал
посвящение: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству». Гуманный по своему замыслу, роман оказался перегруженным натуралистическими подробностями, элементами очерковой описательности, что снижало его художественную значимость.
Слайд 24
С 1911 Куприн жил в Гатчине. Когда в
окт. 1919 в нее вошли войска Юденича, он целиком
подчинился обстоятельствам военного времени. Вместе с разгромленными остатками белых он отступал в направлении Нарвы и в конце концов вынужден был покинуть родину. Летом 1920 он приехал с семьей в Париж. Куприн мучительно переживал разрыв с Россией. «Боль и тоска по родине не проходят, не притерпливаются, а все гуще и глубже», — признавался он в одном из писем в 1924.
А.И. Куприн в своем кабинете в Гатчине. Фото 1908
Слайд 25
В эмиграции
1920 – по приглашению Бунина уезжает в
Париж. Куприн мучительно переживал разрыв с Россией. «Боль и
тоска по родине не проходят, не притерпливаются, а все гуще и глубже», — признавался он в одном из писем в 1924.
Наметился спад в творчестве, неприятие советского строя выливается в статьях, в которых Куприн критикует новые власти.
1927-1934 – появляются книги «Колесо времени», «Рассказы в каплях» и другие. Создаёт новеллы «Тень Наполеона», «Четверо нищих», пишет роман «Юнкера».
Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда, ком в горле».
Слайд 26
Кабинет А.И.Куприна в Париже. 1936 г.
Слайд 27
Долгое время Куприн никак не мог вернуться к
художественному творчеству. Лишь во 2-й пол. 20-х он снова
начинает писать. Один за другим выходят сборники прозы «Новые повести и рассказы» (Париж, 1927), «Купол св. Исаакия Далматского» (Рига, 1928), «Колесо времени» (Белград, 1930), «Жанета» (Париж, 1934) и др. Во многих произведениях эмигрантского периода Куприн возвращается памятью к прошлой жизни в России. Он продолжает развивать в них свои излюбленные темы и мотивы. Так, цирку посвящены новеллы «Ольга Сур» (1929), «Дурной каламбур» (1929), «Блондель» (1933); русская природа воссоздана в рассказах «Елань», «Ночь в лесу», «Вальдшнепы» и др. Последняя крупная вещь — роман «Юнкера» (вышел отдельным изд. в Париже в 1933) — повествует о годах юности писателя. Куприна не покидала мысль о возвращении на родину.
Слайд 28
Возвращение на Родину
Семнадцать лет, которые писатель провел в
эмиграции, были малоплодотворным периодом.
Постоянная материальная нужда, тоска по
родине приводят его к решению вернуться в Россию.
Весной 1937 Куприн вернулся на родину.
Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться.
Приезд А.И. Куприна на Родину. Фото 1937
Слайд 30
Тяжелая болезнь (рак пищевода) помешала Куприну возобновить творческую
работу.
25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался.
Слайд 31
Музей А.И. Куприна в Наровчате
«Наровчат вроде Москвы, но
несколько красивее», - говорил Александр Иванович Куприн, родившийся в
этом уездном городке 7 сентября 1870 г. и где в доме семьи Куприных в 1981 г. был открыт музей писателя.
Посетители музея оказываются гостями уютного дома Куприных, где в Красном углу теплится лампадка пред иконой с образом святого благоверного князя Александра Невского, призванного спасти и сохранить младенца Александра; на столе шумит самовар, а со стен гостиной в старых рамочках смотрят родные, все, те, кого Куприн сделает героями многих своих произведений.
Слайд 33
"Гранатовый браслет" - история любви- "единой, всепрощающей, на
всё готовой, скромной и самоотверженной"